Осмысление российской истории XIX-начала XX вв. невозможно без знаний о процессах, имевших место в социально-экономической сфере в этот период.

Актуальность исследования определяется той исторической ролью и общественной значимостью, которые имело и вновь приобретает предпринимательство в жизни нашего общества.

Дата Дня российского предпринимательства – 26 мая – это дата принятия в 1988 году Закона СССР «О кооперации в СССР». Это был первый закон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательской деятельности[1].

И сегодня мы вместе подводим итог 20-летней истории малого предпринимательства в России, решаем задачи современного этапа и обсуждаем планы на будущее[2].

Предпринимательство – это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес – это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.

Формирование новых экономических моделей в современной России сопряжено с большими трудностями и напряжением. Избежать многих ошибок и издержек на пути к новому помогает знание отечественного исторического опыта.

Исследование сибирской группы торгово-промышленного населения России позволит в более полном объеме воссоздать картину истории русского купечества. Тем более, что сибирское купечество, как специфическая форма сибирского предпринимательства, обладая рядом региональных особенностей, связанных с историческим развитием края, спецификой социального состава населения (почти полное отсутствие здесь дворянства), во многом определяло тенденции экономической, общественной и культурной жизни края.

В работе, важным является сам купец-предприниматель, среда в которой он формировался, его социокультурный облик, сферы деловой активности, что влияло на него, какие внешние и региональные факторы стали основой для формирования сибирского предпринимательства.

Процесс становления капиталистических отношений в России и в Сибири являлся объектом изучения многих историков и экономистов как в дореволюционный период, так в советский и настоящий период.

Объектом исследования выступает предпринимательство как явление в Сибири в период XIX-XX века, как явления, отражающее всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли.

Под предпринимательством в работе понимается хозяйствующий субъект, который в целях извлечения прибыли самостоятельно или посредством других лиц в условиях риска, используя нововведения, ведет хозяйственную деятельность.

Предметом изучения являются особые и общие тенденции развития предпринимательства в XIX-XX века в Сибири во всем многообразии видов и форм проявления, их зависимость от природных, экономических, политических и правовых и других факторов внешней среды.

Цель данной работы является изучение развития предпринимательства как явления в Сибири в 1861-1914 гг.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1.Осветить социальные и правовые условия развития предпринимательства в Сибири в конце XIX – начале XX вв.

2.Выделить основные направления развития сибирского предпринимательства конца XIX – начале XX века.

3. Описать основные сфера социальной активности сибирского предпринимательства.

Хронологические рамки охватывают временной период с 1860-х по 1914 гг.

Данный период, можно назвать «золотым веком предпринимательства».

Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной.

Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений. Становление предпринимательства, его места в обществе и менталитете происходило на общем фоне развития российской экономики, совершающихся в стране политических и социальных перемен. В пореформенный период отмечают своего рода ажиотаж. В общественном сознании резко поднимается авторитет предпринимательских кругов.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Сибири в рамках рассматриваемого периода.

Сибирь в рамках данной работы нами рассматривается в территориальных границах губерний Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, областей Забайкальской, Якутской и Омского уезда Акмолинской области.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Исторические источники
Соборное уложение 1649г., «Указ о единонаследии». Табель о рангах. «Кондиции». «Наказ» Екатерины II , Манифест о вольности дворянской. Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи. «Житие ...

Вьетнам
Небольшое государство, протянувшееся на 1600 км. вдоль восточного побережья п-ова Индокитай и занимающее около 15% его территории. Это страна гор и равнин, с тропическими лесами и прекрасными песчаными пляжами. Красота Вьетнама заворажива ...

Понятие исторического источника, их классификация
Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации). Клас ...