Перед тем, как охарактеризовать основные направления сибирского предпринимательства, мы считаем, что необходимо выделить основные особенности, в рамках которых происходило развитие сибирского предпринимательства.

Одной из характерных особенностей было то, что в Сибири главную роль играло среднее и мелкое предпринимательство[20].

Такое положение было обусловлено количеством и составом местного населения. Сравнительно немногочисленное сибирское население в основном состояло из крестьян и посадских людей, которые не нуждались в дорогих промышленных товарах, и хозяйство которых во многом носило натуральный характер. Земельный простор, богатство сырьевых ресурсов Сибири позволяли вести хозяйство, не вкладывая значительных финансовых средств в усовершенствованные орудия труда. Это обстоятельство не могло не повлиять на сибирское земледелие и на характер земледельца.

Наличие большого массива незанятых земель мало стимулировало процесс перехода к интенсивному сельскому хозяйству. Если земельный участок истощался, его естественное плодородие снижалось, то крестьянин мог бросить его, пустить в залежь и распахать соседний.

Другой особенностью сибирского предпринимательства было то, что его основной сферой была торговля, а не промышленность.

Это отмечалось многими исследователями и является фактом бесспорным.

Авторы «Истории Сибири» указывали на слабое промышленное развитие региона и, как следствие, преобладание торгового капитала над промышленным[21].

Еще одной особенностью сибирского предпринимательства было то, что сама Сибирь со времени ее присоединения носила характер колонии в экономическом смысле.

На начальном этапе это была пушнина, затем золото и серебро, впоследствии хлеб, масло. Все это не могло не наложить отпечаток на характер местного предпринимательства, обусловливало часто хищнический подход к природным богатствам.

К сожалению, эта тенденция продолжалась и после 1917 г. И не исчезла до настоящего времени[22].

Царская монополия на земли Алтая тормозила становление рыночных отношений в этом регионе. Алтайское население вынуждено было отбывать заводские повинности. Так, купцы и мещане, составлявшие основную социальную базу для предпринимательства, должны были служить на заводах в качестве счетоводов, конторщиков, писцов, а мещане выполняли и рудовозные работы.

Все это затрудняло их участие в торгово-промышленной деятельности[23].

Несмотря на все стеснения частной инициативы, некоторые энергичные предприниматели все же стремились наладить свое дело.

Таким образом, можно сделать вывод, что все эти особенности диктовались той внутренней политикой, которое проводило государство в данное время. Именно данные особенности обусловили такое развитие предпринимательство в Сибири.

Подобные материалы:

Рейхсканцлер О. фон Бисмарк, era экономическая и социальная политика. «Культуркампф»,
Первый канцлер Германской империи, ее «крестный отец», князь Ommo фон Бисмарк пользовался полным доверием Вильгельма I и фактически сам управлял страной в течение 20 лет, с 1871 по 1890 гг. Благодаря уму, энергии, огромной воле этот выдаю ...

Экономический подъем страны.
В последней трети XIX - начале XX в. германская экономика сделала мощный рывок вперед, уступая по темпам развития лишь США. С 1870 до 1913 гг. объем промышленного производства в стране увеличился в 6 раз, в том числе добыча угля - в 7, вы ...

Образование Германской империи. Конституция 1871 г.
18 января 1871 г. германские короли, герцоги и князья, собравшись в Зеркальном зале Версальского дворца, на оккупированной земле Франции, провозгласили короля Пруссии Вильгельма I кайзером Германской империи. Завершился процесс объединени ...