Социальная активность предпринимателейСтраница 1
В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36].
В целом по Сибири представители купеческого сословия доминировали по численности в составе городских дум. Как правило, городскими головами также избирались купцы. Для купцов важен был престиж, который они приобретали после избрания в думу, возможность влиять на городские дела, встречаться на заседаниях думы с наиболее влиятельными людьми города.
Изменения, внесенные Городовым положением 1892 года, ограничили число избирателей путем введения высокого имущественного ценза. Так, для обладания избирательными правами необходимо было владеть недвижимым имуществом в губернских и наиболее значительных уездных городах на сумму не менее 1000 рублей, в прочих – не менее 300 рублей[37].
Естественно, что при таком высоком избирательном цензе купечество только укрепило свои ведущие позиции в городском самоуправлении.
В Сибири это было особенно заметно, так как здесь, в отличие от Европейской России, большинство крупнейших собственников недвижимости в городах составляли купцы.
На рубеже веков в Сибири во многих городах купечество составляет подавляющее большинство в органах самоуправления. Купцы также входили в состав различных комиссий и советов при городских муниципалитетах (училищных, библиотечных, строительных, врачебных, продовольственных и др.), особенно если речь шла о торгово-промышленных вопросах.
Участие в комиссиях было далеко не формальным, отнимало много времени и средств, которые лучшие представители купечества жертвовали не по должности, а по велению души. Являясь гласными думы, обсуждая вопросы городской жизни, участвуя во всевозможных комиссиях, купцы постоянно сталкивались с проблемой нехватки финансов на городские нужды, с плачевным состоянием народного образования, здравоохранения, городского хозяйства. Многие из купцов – гласных городских дум латали дыры городского бюджета из собственного кармана.
По существовавшим в Российской империи законам, сословное самоуправление купечества осуществлялось купеческой управой или старостой. Купеческого старосту ежегодно избирали на общем собрании сословия из числа зажиточных гильдейцев. Он должен был заниматься попечением о сословных делах, следить за исполнением казенных указов, вести ведомости о составе гильдий, следить за сбором податей, выдавать удостоверения для получения паспорта[38].
Наиболее традиционной формой участия предпринимателей в общественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой были самыми разнообразными. По мнению некоторых исследователей, благотворительность для российских предпринимателей «… являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту».
Вопрос о том, что такое благотворительность, не так прост. По определению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, благотворительность – это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни»[39].
При этом благотворительность следует отличать от государственного призрения, хотя это и достаточно близкие явления.
Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенно ярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не было равных в России.
Благотворительность была характерной чертой и для провинциального, в том числе и сибирского, купечества.
Благотворительность предпринимателей необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих ее сторон.
Для того, чтобы понять, почему благотворительность в России стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее в комплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайней поляризации богатства и бедности благотворительность, как было отмечено выше, являлась неким «регулятором» социального равенства, часто неосознанным средством устранения общественного экономического дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.
Подобные материалы:
Место Европы в мировом историческом процессе.
Существует два подхода к определению места Европы в мировом историческом процессе: формационный и цивилизационный.
Коммунизм
Первобытно -
общинный строй Феодальный
строй
Рабовладельчес-
ский строй Капитализм
Авторами формационного ...
Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и
избрание на царство Михаила Романова.
Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал ...
Экономическая эксплуатация во французских колониях
В отличие от других европейских стран Франция осуществляла экономическую эксплуатацию своих колоний через посредство государственного сектора в форме государственных займов. Обязательства метрополии по колониальным займам, утвержденные в ...