В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36].

В целом по Сибири представители купеческого сословия доминировали по численности в составе городских дум. Как правило, городскими головами также избирались купцы. Для купцов важен был престиж, который они приобретали после избрания в думу, возможность влиять на городские дела, встречаться на заседаниях думы с наиболее влиятельными людьми города.

Изменения, внесенные Городовым положением 1892 года, ограничили число избирателей путем введения высокого имущественного ценза. Так, для обладания избирательными правами необходимо было владеть недвижимым имуществом в губернских и наиболее значительных уездных городах на сумму не менее 1000 рублей, в прочих – не менее 300 рублей[37].

Естественно, что при таком высоком избирательном цензе купечество только укрепило свои ведущие позиции в городском самоуправлении.

В Сибири это было особенно заметно, так как здесь, в отличие от Европейской России, большинство крупнейших собственников недвижимости в городах составляли купцы.

На рубеже веков в Сибири во многих городах купечество составляет подавляющее большинство в органах самоуправления. Купцы также входили в состав различных комиссий и советов при городских муниципалитетах (училищных, библиотечных, строительных, врачебных, продовольственных и др.), особенно если речь шла о торгово-промышленных вопросах.

Участие в комиссиях было далеко не формальным, отнимало много времени и средств, которые лучшие представители купечества жертвовали не по должности, а по велению души. Являясь гласными думы, обсуждая вопросы городской жизни, участвуя во всевозможных комиссиях, купцы постоянно сталкивались с проблемой нехватки финансов на городские нужды, с плачевным состоянием народного образования, здравоохранения, городского хозяйства. Многие из купцов – гласных городских дум латали дыры городского бюджета из собственного кармана.

По существовавшим в Российской империи законам, сословное самоуправление купечества осуществлялось купеческой управой или старостой. Купеческого старосту ежегодно избирали на общем собрании сословия из числа зажиточных гильдейцев. Он должен был заниматься попечением о сословных делах, следить за исполнением казенных указов, вести ведомости о составе гильдий, следить за сбором податей, выдавать удостоверения для получения паспорта[38].

Наиболее традиционной формой участия предпринимателей в общественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой были самыми разнообразными. По мнению некоторых исследователей, благотворительность для российских предпринимателей «… являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту».

Вопрос о том, что такое благотворительность, не так прост. По определению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, благотворительность – это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни»[39].

При этом благотворительность следует отличать от государственного призрения, хотя это и достаточно близкие явления.

Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенно ярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не было равных в России.

Благотворительность была характерной чертой и для провинциального, в том числе и сибирского, купечества.

Благотворительность предпринимателей необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих ее сторон.

Для того, чтобы понять, почему благотворительность в России стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее в комплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайней поляризации богатства и бедности благотворительность, как было отмечено выше, являлась неким «регулятором» социального равенства, часто неосознанным средством устранения общественного экономического дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Мудрая политика королей Ле
Итак, для страны Юга, добившейся, наконец, независимости от Китая, начался мирный этап развития. Этап, на котором рост страны больше не сдерживался иноземными наместниками, этап, на котором государство Дайвьет больше не подвергалось систе ...

Внешняя политика.
Рос международный авторитет России. Были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Василий III женился на Софье Палеолог. После победы русских войск на Куликовом поле, с конца XIV века, земли ...

Феномен самозванчества в России. Династический кризис в конце 16 века
Итогом самого длительного в русской истории царствования Ивана IV стал глубокий социально-экономический и политический кризис. Тяготы Ливонской войны, опричнина опустошительное нашествие крымских татар в 1571 г. серьезно подорвали экономи ...