Анализ Глуховских СтатейСтраница 1
(Глуховецкия статьи, постановленныя с гетманом Многогрешным в 1669 г.)
Глуховские статьи начинаются традиционным для того времени обращением к московскому царю.
Статья 1.
«Били челом Великому Государю, Его Царскому Пресветлому Величеству, Гетман и все войско сей стороны Днепра, чтоб Великий Государь пожаловал велел вины их им отдать и впредь бы те их вины воспомяновены не были, и изволил бы Великий Государь держать их в своем Государском милостивом жалованье и в призренье.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, Государь Християнский милосердый, жалует Гетмана и все войско при нем будучее, вины их милостиво прощает и отпущает я впредь те их вины воспомяновены не будут, а им бы, подданным, по своему обещанию Его Царскому Пресветлому Величеству и Его Государским Наследником служити верно и всякие шатости отставить и впредь ни на какие прелести не уклонятца, и быть под Его Великаго Государя Самодержавною высокою рукою в вечном подданстве по прежнему неотступно, безо всякие измены.»
Статья 2.
«Милости у Великаго Государя просят, чтоб им быти в прежних своих правах и вольностях и чем пожалован был прежний Гетман Богдан Хмельницкий, и то бы им все было подтвержено.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, пожаловал Гетмана и все войско сей стороны Днепра правами и вольностями по прежнему их праву, и ни чем права их и вольности нарушены не будут»
Статья 3 распределяет царских воевод по городам, что говорит о ограничении свобод местного руководства посредством давления московского правительства и выражения недоверия к казачьей верхушке:
«Гетман Богдан Хмельницкий в прежним статьях постановил, чтоб Царскаго Величества Воеводам с ратными людьми быти в Переяславле, в Нежине, в Чернигове, и ныне бы Царское Величество в Малороссийских городех Воеводам и ратным людем быти не указал, понеже от них многие ссоры и досадительства бывали, того для и война зачалась, а которые доходы довелись взять на него Великаго Государя в казну, и те бы зборы положить на Гетмана, а Гетман к тому приставит верных людей, а учинить бы те зборы как Украйна в первое достояние придет».
Статья 4 определяет жалование реестровым казакам, а также состав и численность войска, что свидетельствует о закреплении казачества как военного сословия, со всеми вытекающими последствиями:
«Чтоб по прежним постановленным статьям Богдана Хмельницкаго, войску реестровому, которые будут всегда на службе Царскаго Величества, милостивое жалованье и заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, о реестровом войске указал говорить на Раде, сколько быти войсковых Козаков тысячам на сей стороне Днепра, а что в той их статье написано войску заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны, и того в тех статьях Богдана Хмельницкаго не положено, а положено что быти поборам где достоит, собирать в скарб Царскаго Пресветлаго Величества, и из того збору давать на войско, по реестру, кому что в статьях постановлено»
«Реестовым Козаком быти тридцати тысячем человеком, а давать на человека по тридцати золотых Польских
А что в котором полку будет Козаков, и тому учинить реестр, а быти Козаком реестровым, а в реестр писать которые старые Козаки и многую службу служили, а чего старых Козаков в полкех в тридцати тысячах недостанет и в то число принимать в Козаки мещанских и поселянских детей, а на войско Запорожское на тридцать тысяч быти побором со всяких маетностей, без выбору чей кто ни есть, кроме монастырей, и из тех поборов давати Великаго Государя жалованья Гетману с начальными людьми и Козаком по прежним утверженным статьям, а будет тех поборов столько Гетману и начальным людем, и Козакам на жалованье, против положенья, сполна недостает, и те поборы разделить по збору, сколько того збору будет»
Статья 6 говорит о пожаловании дворянского звания, что свидетельствует о стремлении уравнять в правах украинское и российское дворянство:
«Как наперед сего заслуженные пожалованы были честью дворянскою, чтоб они при том же чину и чести пребывали, а которые впредь заслужат, а Гетман и Старшина бити челом об них учнут, и чтоб Царское Пресветлое Величество и тех к той же дворянской чести изволил пожаловать; а кому Гетман и Старшина за услугу дадут мельницу или деревню универсалы свои дадут и Царскому Пресветлому Величеству бити челом учнут, и чтоб Царское Величество пожаловал на те маетности свои Царскаго Величества Грамоты».
Подобные материалы:
Положение сословий
Служилые люди жаловались на то, что их поместья находятся в беспорядке: владеют ими люди, не имеющие права на поместное владение; крестьяне не сидят на местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало пашут. Правительств ...
Новгородская и Псковская феодальные республики
Великий Новгород был наиболее древним городом России и центром княжества Славии.
Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к экономическому отношению, он стал центром внешней и внутренней торговли. Это же фактор усложнял внешне - пол ...
Внутреннее положение в стране.
Время Директории - период свободного предпринимательства. Париж расцвёл, стал законодателем мод, но народ жил ещё беднее. Перестали печатать ассигнаты, власть Директории была неустойчива, так как, с одной стороны, сохраняли своё влияние я ...