(Глуховецкия статьи, постановленныя с гетманом Многогрешным в 1669 г.)

Глуховские статьи начинаются традиционным для того времени обращением к московскому царю.

Статья 1.

«Били челом Великому Государю, Его Царскому Пресветлому Величеству, Гетман и все войско сей стороны Днепра, чтоб Великий Государь пожаловал велел вины их им отдать и впредь бы те их вины воспомяновены не были, и изволил бы Великий Государь держать их в своем Государском милостивом жалованье и в призренье.

Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, Государь Християнский милосердый, жалует Гетмана и все войско при нем будучее, вины их милостиво прощает и отпущает я впредь те их вины воспомяновены не будут, а им бы, подданным, по своему обещанию Его Царскому Пресветлому Величеству и Его Государским Наследником служити верно и всякие шатости отставить и впредь ни на какие прелести не уклонятца, и быть под Его Великаго Государя Самодержавною высокою рукою в вечном подданстве по прежнему неотступно, безо всякие измены.»

Статья 2.

«Милости у Великаго Государя просят, чтоб им быти в прежних своих правах и вольностях и чем пожалован был прежний Гетман Богдан Хмельницкий, и то бы им все было подтвержено.

Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, пожаловал Гетмана и все войско сей стороны Днепра правами и вольностями по прежнему их праву, и ни чем права их и вольности нарушены не будут»

Статья 3 распределяет царских воевод по городам, что говорит о ограничении свобод местного руководства посредством давления московского правительства и выражения недоверия к казачьей верхушке:

«Гетман Богдан Хмельницкий в прежним статьях постановил, чтоб Царскаго Величества Воеводам с ратными людьми быти в Переяславле, в Нежине, в Чернигове, и ныне бы Царское Величество в Малороссийских городех Воеводам и ратным людем быти не указал, понеже от них многие ссоры и досадительства бывали, того для и война зачалась, а которые доходы довелись взять на него Великаго Государя в казну, и те бы зборы положить на Гетмана, а Гетман к тому приставит верных людей, а учинить бы те зборы как Украйна в первое достояние придет».

Статья 4 определяет жалование реестровым казакам, а также состав и численность войска, что свидетельствует о закреплении казачества как военного сословия, со всеми вытекающими последствиями:

«Чтоб по прежним постановленным статьям Богдана Хмельницкаго, войску реестровому, которые будут всегда на службе Царскаго Величества, милостивое жалованье и заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны.

Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, о реестровом войске указал говорить на Раде, сколько быти войсковых Козаков тысячам на сей стороне Днепра, а что в той их статье написано войску заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны, и того в тех статьях Богдана Хмельницкаго не положено, а положено что быти поборам где достоит, собирать в скарб Царскаго Пресветлаго Величества, и из того збору давать на войско, по реестру, кому что в статьях постановлено»

«Реестовым Козаком быти тридцати тысячем человеком, а давать на человека по тридцати золотых Польских

А что в котором полку будет Козаков, и тому учинить реестр, а быти Козаком реестровым, а в реестр писать которые старые Козаки и многую службу служили, а чего старых Козаков в полкех в тридцати тысячах недостанет и в то число принимать в Козаки мещанских и поселянских детей, а на войско Запорожское на тридцать тысяч быти побором со всяких маетностей, без выбору чей кто ни есть, кроме монастырей, и из тех поборов давати Великаго Государя жалованья Гетману с начальными людьми и Козаком по прежним утверженным статьям, а будет тех поборов столько Гетману и начальным людем, и Козакам на жалованье, против положенья, сполна недостает, и те поборы разделить по збору, сколько того збору будет»

Статья 6 говорит о пожаловании дворянского звания, что свидетельствует о стремлении уравнять в правах украинское и российское дворянство:

«Как наперед сего заслуженные пожалованы были честью дворянскою, чтоб они при том же чину и чести пребывали, а которые впредь заслужат, а Гетман и Старшина бити челом об них учнут, и чтоб Царское Пресветлое Величество и тех к той же дворянской чести изволил пожаловать; а кому Гетман и Старшина за услугу дадут мельницу или деревню универсалы свои дадут и Царскому Пресветлому Величеству бити челом учнут, и чтоб Царское Величество пожаловал на те маетности свои Царскаго Величества Грамоты».

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Российская внешняя политика времен Смутного времени (1605-1613)
После смерти Бориса Годунова в России начался новый период Смутного времени – соперничества боярских семейств в борьбе за престол. Объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше ...

Полководец, военачальник
В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 9 ...

Типология культуры.
Культура – абстрактное научное понятие. В реальной жизни мы встречаемся с культурой человека и с культурой различных социальных общностей. Культура Востока предполагает вписанность человека в природу, его гармонию с ней. Смыслом культур ...