В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты

Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штудировал "семь свободных искусств" заключавшиеся в двух циклах - "тривиум" ("перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ("перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). [4] Только лишь после этого изучения "философии" давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Вот пример подготовительного факультета и процесс обучения на нем.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Лекции - полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Это происходило потому, что в средние века школяры не прослушивали курс конкретной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда было принято заявлять, что некий преподаватель читает или некий студент слушает такую-то книгу. Одни книги почитались более существенными и непременными (ординарными) для учащегося, другие - менее значительными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций определило и деление преподавателей на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции, как правило, читались в утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей. Экстраординарные лекции назначались на послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Длительность лекции составляла 1 - 2 часа. [5]

Начало лекции преподаватель предварял кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя являлось сличение различных вариантов текстов и предоставление необходимых разъяснений к ним. Согласно статутам студентам запрещалось испрашивать повторения или неспешного чтения.

Обучающиеся были обязаны являться на лекции с книгами. Это происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.

Repetitio - это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно". Темы диспутов были самые разнообразные. [1]

После окончания учебы студент сдавал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание", становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Подобные материалы:

Течение и последствия реформ, проводимых царской Россией в Казахстане в период XVIII- начало XIX вв.. Проведение общественно-политических и административных реформ в Казахстане
С самого начала своего присутствия царская Россия начала проводить жесткую колониальную политику на территории современного Казахстана. Одной из мер по укреплению своей власти на территории Казахстана Россией были выбраны общественно-пол ...

Социальные и правовые условия развития предпринимательства в Сибири в конце XIX – начала XX вв.. Организационно – правовые формы предпринимательства в Сибири
Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им потенциальную возможность, для занятия предпринимательством[8]. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателе ...

Лесные охотничьи племена Канады
Вся полоса канадской тайги от берегов Атлантического океана до Скалистых гор была заселена индейскими племенами отсталых кочевых охотников. Восточную половину этого огромного пространства заселяли алгонкинские племена, западную – атапаскс ...