Вторая половина жизни Александра обычно освещается крайне скудно. Именно в это время впервые князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Тем самым русский князь был включен в ордынскую систему жесткого вертикально правления. Данилевский приводит «Очерки истории СССР»: «князь сумел наметить линию , соответствовавшую политическим интересам Руси. Она заключалась в том, чтобы прежде всего поддерживать мирные отношения с ханом Золотой Орды, объединяя при этом все русские земли». Единственной заинтересованной силой тогда в объединении русских земель была Орда. Против объединительной политики Александра Ярославича и Орды выступали «изменники русским интересам» - Новгород и Псков.

Данилевский охарактеризовал Александра так: один – «реальный» - сын своего времени, хитрый, властолюбивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сначала заполучить, а потом удержать титул великого князя .Он был одним из первых русских князей, который в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Другой, мифический Александр Невский – герой, созданный с определенными политическими целями. Он живет и действует сегодня, влияя на мысли и поступки множества людей, плохо знакомых с историей своего Отечества.

Святость Александра не оправдывает все его поступки. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Автор делает предположение, что причисление к лику святых послужило то, что он не только не обращался за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывался от какой бы то ни было сотрудничество с ними. Александр – едва ли не единственный из светских правителей – не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере.

Опираясь на помощь монгольских ханов, Александр закрепил деспотические традиции управления Северо-Западными землями Руси. При этом он практически положил конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие годы вперед.

Основанием для причисления его к лику святых послужило то, что в глазах современников он оказался последним защитником православия.

Подобные материалы:

Комсомольское. Март 2000 г. Последний штурм
Потеряв контроль над большей частью территории республики, бандиты оказались в постепенно сжимающемся кольце федеральных войск. Теперь у них не оставалось иного выхода, как попытаться прорваться из Аргунского ущелья в разных направлениях: ...

Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
Шах Сулейман (1666—1694) и особенно возведенный на престол евнухами гарема шах Султан Хосейн (1694—1722), о котором русский посол Артемий Волынский писал, что такого дурачка даже среди простонародья редко «можно сыскать, не токмо из корон ...

Успехи и поражения белогвардейского движения
Боевые успехи советских вооруженных сил в конце 1918 г. и в начале 1919 г. укрепили Советскую власть, но не были решающими. Весной 1919 г. Антанта предприняла новое нашествие на Советскую Россию. Убедившись в том, что эсеры, меньшевики, к ...