Уже рассмотренные аспекты внутренней политики Павла достаточно ясно показывают две важнейшие ее тенденции: всемерное укрепление императорской власти и стремление к консервации сложившейся системы с почти полным отказом от каких-либо нововведений. В сущности, идеалом Павла на этом отрезке его жизни стало государство средневековое с его обожествлением абсолютной монархической власти, по-рыцарски преданным дворянством и точным исполнением каждым подданным воли монарха и отведенной ему роли.

Осуждение ценностей Нового времени, не выражено прямо, латентно присутствует во всей внутренней политике Павла. Именно в них, основываясь на опыте Французской революции, он видел угрозу и собственной власти, и государства в целом. Но одновременно средневековый идеал сочетался в его сознании с элементами теории полицейского государства.

Укрепление авторитета царской власти должно было, по мысли Павла, способствовать и ее внешнее оформление. Отсюда столь пристальное внимание императора к многочисленным внешним проявлениям почтительности, придворному церемониалу, разного рода пышным обрядам, ритуалам, условностям и пр. При Павле двор с одной стороны приобрел более аскетичный, военизированный дух, а с другой – стал более напыщенным, торжественным и одновременно более официальным. Вместе с важнейшими актами о престолонаследии и царской семье 5 апреля 1797 г. на свет явилось и Установление о Российских императорских орденах, которыми помимо всего прочего было учреждено командорство и соответствующая система командорских имений, которые раздавались опять же из фонда государственных и экономических поместий. Примечательно, что учрежденные Екатериной ордена Св. Георгия и Св. Владимира в Установление не вошли, и лишь через 10 дней был издан именной указ “Об оставлении ордена Св. Георгия на прежнем основании”[13].

Красной нитью проходит через все павловское законодательство идея наведения порядка, жесткой дисциплины. Именно в этом видел император панацею от разрушительной “французской заразы”. В разнообразии одежды, мнений, образа жизни, поведения император видел благодатную почву для вольнодумства, критического отношения к власти. В стране был введен военно-полицейский режим, в армии прусские порядки. Вся жизнь подданных регламентировалась. Дело дошло до того, что императорскими указами определялось, во сколько жители города должны гасить свет в своих домах и предупреждалось, что после пробития зари по городу имеют право ходить только врачи и повивальные бабки. Очевидец описывал начало царствования так: “Царь сам за работой с ранней зари, с шести утра. На доклад во дворец отправлялись каждый день к половине шестого утра. Мир жил примером государя. В канцеляриях, в департаментах, в коллегиях, везде в столице свечи горели с пяти утра. В вице-канцлеровском доме, что против Зимнего дворца, все люстры и комнаты пылали.

Возрождение по военной части было еще явственнее – с головы началось. Седые с георгиевскими звездами военачальники учились маршировать, равняться, салютовать… Нельзя было не заметить с первого взгляда в столице, “как дрожь, и не от стужи только, словно эпидемия, всех равно пронимала”[14].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952)
Советский Союз закончил войну с огромными потерями. На фронтах, на оккупированной территории, в плену погибло свыше 27 млн. советских граждан. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Пр ...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
22 июня 1941 Германия без объявления войны напала на СССР. В войну против СССР вступили также Румыния и Финляндия, а позднее Италия, Венгрия и ряд других стран. Армия вторжения насчитывала 5,5 миллионов человек. В войсках первого эшелона, ...

Крещение Руси.
К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычн ...