Сельское хозяйство, как и ремесленное, мануфактурное и позднее фабрично-заводское производство, не могло успешно развиваться без налаживания в России торговли, в целом товарно-денежных отношений. Огромную роль в этих процессах, как и в других странах, сыграли города.

Древнерусское государство как единое политическое целое просуществовало около 250 лет. Но и после начала социально-политической раздробленности, в XII в., связующим звеном в государстве оставались стольные грады Киев и Владимир-на-Клязьме. Одновременно это были крупнейшие торгово-ремесленные центры.

Городом еще в догосударственный период называли огороженное место, где проживал один многочисленный или несколько отдельных родов.

Применительно к Руси VIII–IX вв. можно назвать следующие первопричины зарождения городов. Для охраны мест родоплеменных поселений достаточно было установить деревянный тын – "ограду" на земляном валу и окружить ее рвом. Так возникал "город". По сведениям летописцев, в IX в., в отличие от полян, древлян, кривичей, словен ильменских, не было городов у дреговичей, радимичей. Поэтому становится понятным, почему будущий Великий князь Киевский Олег по пути из Новгорода в Киев встретил лишь два города – Смоленск и Любич. На рубеже X–XI вв. источники называют 30 городов, многие из которых функционируют до настоящего времени: Новгород, Ладога, Белозерск, Изборск, Псков, Юрьев, Ростов, Ярославль, Муром, Суздаль, Смоленск, Полоцк, Любич, Чернигов, Листвен, Городец, Переяславль, Родня, Вышгород, Белгород, Василев, Витичев, Искоростень, Овруч, Туров, Владимир-Волынский, Курск, Тмутаракань, Перемышль, Червей. В XII–XIII вв. широко известными стали Москва, Дмитров, Коломна, Тверь, Козельск и т.д. Многие из них выросли как центры удельных княжеств в период феодальной раздробленности, предшествующей нашествию Орды. Древнерусские города возникали также на местах языческих капищ, где приносили жертвы богам; на местах торговых факторий и торжков (чаще на берегах рек или озер, на пересечении дорог). Посады торговых и ремесленных людей росли вокруг "детинцев" – замков феодалов. На Руси не было "замков" в западноевропейском понимании. Княжеские и боярские терема строились из дерева. Внутренний город в том же Новгороде назывался "детинец", внешний, вплоть до XVII в., – "острог". Ворота сооружались на разные стороны света: Восточные, Западные и т.д. или назывались, исходя из материала, их украшавшего, – Золотые (в Киеве). Ворота встраивались в башни с бойницами, а с распространением христианства, с переходом в конце XIV в. к каменному строительству, возводились над главными воротами Надвратные церкви или часовенки. Поселения около детинца носили название "перегородий", каждый городской сектор имел свои ограждения как средство защиты от внешних врагов. Перегородил делились на "концы", а те – на "улицы".

Постепенно складывается особое сословие горожан из "городового" населения. Окончательно это сословие сформируется уже после полного разгрома Орды. А в период Древнерусского государства во главе "городового" населения стояли князь или посадник с тиуном (главным управляющим). Далее шел тысяцкий, сотские и десятские, т.е. использовалась принятая еще в Древнем Риме, затем в молодых европейских государствах полувоенная (десятичная) система деления и организации населения на случай вражеских нападений (тысяча людей подразделялась на сотни, а сотня – на десятки). Кроме того, к управленческому аппарату относились старосты промыслов, старость!, "концов" и "улиц", судейские люди: подвойские, бирючи, ябедники, т.е. те, кто помогал властным структурам собирать подати в казну, следил за порядком, быстро организовывал ополчение в случае опасности. С развитием товарно-денежных отношений в крупных городах появляются купеческие сотни. Интеллигенция как слой образуется лишь в XVIII в. в период Петровских реформ, когда будут созданы первые учебные заведения. До этого функции лекарей и учителей выполняли священнослужители, чаще – монахи. Духовное сословие с самого начала образования государства состояло из самых грамотных людей в стране.

Среди первопричин образования городов на Руси не названы античные города – их не было на российских просторах до вхождения в Российскую империю Крыма и соседних с ним территорий. Не было соответственно и традиций античности в развитии материальной и духовной культуры.

Города на Руси стали создаваться прежде чем начался активный процесс феодализации, поэтому многие из них возникли как поселения людей, свободных от феодальной экономической зависимости. В эпоху Древней Руси это помогло в развитии товарно-денежных отношений, в зарождении слоя торговых людей. Обширная торговля на территории, примыкающей к будущим границам Древнерусского государства, развивалась еще восточными славянами с I в. до н.э. В устье Буга находилась одна из крупнейших торговых факторий Древней Греции – город-полис Олъвия. К форпостам греческой колонизации относилась Пантикапея (Керчь и Фанагория, расположенные недалеко от будущей Тамани). В этих местах, особенно в Ольвии, располагались хлебные склады, рыбные рынки, корабельные верфи. С берегов Понта (Черного моря) вывозили для продажи в других местах хлеб, рыбу, воск, мед, кожу, меха, шерсть, лошадей и рабов. Из заморских стран на рынки Крыма и близлежащих районов поступали на продажу: одежда, оливковое масло, вино, изделия из драгметаллов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные материалы:

Что дальше?
Год, как в Чечне закончились крупномасштабные боевые действия, но окончательный мир так и не наступил. Продолжали гибнуть люди, причём не только военные, но и мирные жители. После ряда чувствительных поражений не только на равнине, но и в ...

Экономика.
Экономическая раздробленность, тем не менее, не была преодолена. Господствовало натуральное хозяйство, натуральная форма ренты. Первые попытки юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV века. Попытки огранич ...

Заключение: итоги «Битвы за Британию». «Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few». У. Черчилль о «Битве за Британию»
«Битва за Британию» была выиграна не только в воздухе. Она была выиграна на заводах, в авиаремонтных мастерских, в частях аэродромного обслуживания, в летных школах, на радиолокационных станциях, в пунктах управления авиацией и во многих д ...