Маздакитское движение было направлено прежде всего против крупной знати. Значительные выгоды из этого движения извлекли азаты и дехкане – они, очевидно, получили значительную долю владений и имущества знати и выиграли от ликвидации политического могущества рабовладельческой аристократии. Однако в ходе движения социальная борьба получила развитие и внутри общины. Уравнение в правах всех общинников вызвало недовольство азатов. Поэтому состоявшее из них войско постепенно переходило в лагерь противников движения. Вместе с тем изменилась и позиция Кавада, который пошел на примирение со знатью и духовенством, достаточно ослабленными и не представлявшими уже больше опасности для власти шаханшаха.

Отход азатов и дехкан от движения ослабил его. Крестьянские отряды быстро распадались, так как крестьяне обычно после первых успехов расходились по домам. Движение начало терпеть неудачи.

Кавад, используя ситуацию, устранил с военных постов ряд сотрудников и советчиков, связанных с маздакитами, а затем начал преследование и массовое избиение активных сторонников маздакизма. Сигналом к этому послужил инсценированный царем диспут между зороастритскими жрецами и главой маздакитов.

Движение потерпело поражение (529). Однако маздакитские лозунги надолго остались популярными среди народа, и такие движения, как Хурзада в Хорезме (начало VIII в.), восстание Муканны в Средней Азии (конец VIII в.) и восстание Бабека в Азербайджане и Иране (IX в.), носили яркий отпечаток маздакизма.

Народное движение маздакитов привело к некоторому облегчению положения крестьян, но вместе с тем, нанеся удар рабовладению, активно способствовало расширению феодальной эксплуатации.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Даса и раб
Хотя сам факт возникновения рабовладения на стадии перехода от первобытного общества к классовому очевиден, о значении этого факта следует судить, критически проверив показания источников, используемых для доказательства того, что развива ...

Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «дух ...

Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество образовалось на западных границах древне-русского государства со столицей в городе Владимир. Потомок Владимира Мономаха - князь Роман Мстиславович в 1199г. присоединил к Владимиро-волынской земле Галич, которы ...