Основные ритуалыСтраница 2
Предбрачное время сопровождается сложными традиционными ритуалами, которые длятся в течение недели: вторник посвящается походу невесты в баню, среда — «день хны», когда хну золотой палочкой наносят на пальцы и ладони девушки в знак доброго предзнаменования. Четверг — день показа невесты приглашенным по такому случаю женщинам. Вечером, после обильного ужина и вечерней молитвы в кругу родных и знакомых, жених принимает поздравления квартального имама, отца и свекра, и его подводят к комнате невесты. Пятница — день большого свадебного застолья. Празднества заканчиваются обедом в понедельник, который дают родители жениха для родителей невесты и родственников и друзей обеих семей.
Войдя в свою новую семью, молодая жена переходит под власть свекрови.
г) Похороны. По обычаю, когда видят, что больной находится на пороге смерти, его поворачивают головой в сторону Мекки и читают над ним шахада, или молитву — свидетельство его принадлежности к мусульманской вере. После кончины тело покойного обмывают, уши, нос и рот закрывают ватой и заворачивают в саван, из одно куска материи, без швов и только белого цвета. Погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного на своего рода носилках, накрытых покрывалом с кораническими надписями, до ближайшей мечети. Усопшего никогда не вносят в мечеть, носилки кладутся на специально предназначенный для этого камень (музала таши) во дворе или вне территории мечети. Имам или близкий родственник покойного произносит погребальную молитву, некоторые строфы из Корана и иногда хвалебную речь о почившем. После этого, сменяя друг друга, многие люди — это богоугодное дело — несут усопшего к месту погребения. Могила представляет собой вырытую в земле яму, и покойного, завернутого в саван, кладут в нее прямо на землю, на правый бок, головой в сторону Мекки. Сверху ставят небольшое надгробье и два вертикальных камня — беднякам ставились надгробья из дерева — обычно стелу в голове с эпитафией и в ногах — чаще всего без таковой. В эпитафии указываются общие сведения (сословие, происхождение по рождению или место проживания, профессия) о покойном, его прозвище, имя, титулы, дата смерти — реже дата рождения — и содержится призыв прочесть во имя него молитву, фатиха, заглавную суру Корана. В соответствии с социальной значимостью усопшего, над верхней стелой устанавливается изображение головного убора, свидетельствующее о его профессии и ранге. Женскую стелу может венчать чепчик, часто украшенный бутоном розы, иногда с декором в форме фруктов, цветов и листьев. Большинство стел раньше окрашивались в голубой, зеленый, красный цвета, а на надписи и декор наносилась еще и позолота.
На османском кладбище надмогильная надпись будет сразу видна прохожему. Каким бы ни было место, надгробные стелы всегда смотрят в сторону ведущих туда дорожек и ворот в ограде, и если вдруг стена отделяет кладбище от улицы, в ней проделываются зарешеченные проемы, через которые можно прочесть эпитафии, обращенные к взору прохожего лицевой стороной и задней — к кладбищу. Османская эпитафия призвана не показать местонахождение могилы, а привлечь внимание читающего к усопшему. На стелах, таким образом, нет ни биографии усопшего, ни хвалебных слов; они нацелены только на то, чтобы вызвать у мусульман молитву по их единоверцу, которого не надо торжественно поминать, но чтобы молитва проходящих была предназначена именно ему. Так, часто встречается надпись: «Здесь покоится тот, кто уповает на молитвы прохожих. Если сегодня мой черед, то завтра будет твой».
Знатных персон, в особенности султанов, хоронили в мавзолеях, называемых тюрбе; обычно это сооружения в виде шести- или восьмиугольника с возвышающимся куполом и, как правило, богато декорированные фаянсовыми плитками.
Мусульманин, как правило, не показывает своих страданий перед смертью. Все должно происходить в набожном молчании, лица окружающих грустны и сумрачны, но никто не плачет, не причитает, не жалится. Наоборот, люди утешают себя тем, что умирающий заслужил у Аллаха рай. Но это вовсе не мешает ходить молиться на могилу после похорон, и это, обычно, одна из обязанностей женщин, отправляющихся по пятницам после полудня на кладбища. Особенно часто посещают их во время месяца рамадана, случается, что мусульмане иногда даже проводят целые ночи в разбитых рядом палатках.
Подобные материалы:
Северная Америка
Человек пришел в Северную Америку из Азии в конце самого последнего оледенения. В те времена большая часть северной половины континента находилась под колоссальным покровом льда. Узкая полоска земли связывала между собой восточную оконечн ...
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
После смерти Петра I наследников не осталось. В связи с этим обстоятельством для России начался нелегкий период, когда одна власть сменяла другую, а престол переходил из рук в руки шесть раз. Власть в стране стала передаваться по праву пр ...
Учредительное собрание. Тырновская конституция
Формирование болгарского национального государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. перемен, а именно, смены ролей в системе “господства-подчинения”, обеспечив болгарам-христианам по п ...