Цеховые люди относились к следующим ремёслам: были ткачи, швеи, котляры (котельщики), кузнецы, мясники, рымари (шорники), музыканты, стекольщики, шаповалы, бондари (бочары), гончары (горшечники), портные, дегтяри, кушнари (меховщики), плотники, маслобойщики, виноделы, солодовники (пивовары), коцари и коцарки (ковровых дел мастера и мастерицы). Интересно, что музыканты также считались ремесленниками, так как и в самом деле они играли на свадьбах и кормились своим ремеслом. От рымарей и коцарей получили свои названия нынешние Рымарская и Коцарская улицы Харькова. Все цеховые имели свои собственные подворья и дома, кроме 5 человек, которые проживали на подворьях полковника Квитки. У цеховых были ещё меньшие семейства, чем у казаков-подпомощников, у них приходилось немногим более трех человек на семейство. Были у них, однако, работники и подсоседки — по 2 человек на семейство. Значит, работников у цеховых было значительно больше, нежели у казаков и подпомощников, ибо каждый ремесленник хотел иметь работника.

Духовенства с работниками было 116 человек. В Харькове тогда было 9 церквей и при каждой обычно по 2 священника, при соборной - 2 протопопа. В монастыре проживало 13 монастырских работников. Духовенство проживало в церковных домах при церквях. Кроме того, отдельные священники имели ещё и собственное подворье, на котором проживали их дворовые и работники. При церквях, как мы знаем, были школы, в которых проживали учителя — дьяки. Таких учителей было тогда в Харькове 19 чел. При церквях были также и больницы. В Харьковском коллегиуме жили ученики латинской школы.

"Поспильство", или подданные, размещались на 22 подворьях в 29 хатах. Жили они на подварках в предместьях маленькими хуторами: на хуторах полковника Квитки, подпрапорного Черняка, казака Коваленко, ландмилицейского полковника Дунина, полковника Куликовского, угольчанского сотника Михайлова, харьковского сотника Ковалевского, харьковской содержательницы магазина Назаренковой, Харьковского Покровского монастыря, троицкого священника, харьковского городничего Голуховича; возле этого хутора была водяная мельница на реке Харьков, а при мельнице жил мельник с семейством. На той же реке Харькове было ещё 2 мельницы с мельниками.

Особое место занимали в Харькове великороссы и иностранцы. Они подразделялись на несколько групп.

Одна часть великороссов попала даже в казаки. Они в прошлом были служилыми людьми, которые записались в казачество, когда в Харькове в 1700 г. были упразднены воеводы; их было немного — 13 дворов. Кроме того, в Харькове проживали по паспортам посадские люди, явившиеся сюда ради торговли из разных великорусских городов — из Курска, Вереи, Белгорода, Чугуева, Тулы, Ельца, Венёва. Далее идут армейские чины — "абшитованный" капитан, поручики и другие; почти все они имели в Харькове собственные дома. Были тут ещё московские служилые люди, которые ранее записались в казаки, но в 1731 г. были возвращены на подушный оклад и записаны в ландмилицию.

Украинские типы: казак. Гравюра Т.Калинского(XVIII ст.)

Греков и других иностранцев было 21 чел., среди них крещеный арап и вдова-полька, евреев совсем не было. Проживало в Харькове двое греков— Константинов и Челенби, занимавшиеся купечеством; у одного из них был в работниках татарин.

Хотя в то время Харьков был таким же полковым городом, как и Сумы, Ахтырка, Изюм, Острогожск и не имел статуса центра всей Слободской Украины, но всё-таки он и по числу жителей, и по социальному составу своего населения отличался от этих городов, имел перед ними преимущество. Он был украинским казачьким городом, но в нём проживало столько великороссов, сколько не было ни в каком другом полковом городе.

Украинские типы: посполитый казак. Гравюра Т.Калинского(XVIII ст.)

Уже тогда в Харькове проживало и великорусское купечество, которое вскоре значительно увеличилось. Всё это было началом того нового облика, который Харьков обрёл позднее. В 1732 г. это был украинский город как с национальной, так и с социальной точки зрения. Более 90% населения составляли украинцы. Первое место занимало казачье сословие. Казаки были собственниками большей части городских подворий и домов. За ними шли украинские ремесленники — это также было устоявшееся городское сословие, которое сосредоточило в своих руках необходимые всем ремёсла. Ремесленники также проживали в собственных домах. И казачество, и цеховые поселялись тогда в Харьков не на подварках, а в самом городе, даже в его центре, на нынешних центральных улицах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Социальная активность предпринимателей
В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36]. В целом по Сибири представители купеческого со ...

Общественный строй Древнего Рима. Общественный строй Древнего Рима в царский период
Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное ...

Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель вокруг Москвы
В странах Западной Европы на рубеже XIII-XIV вв. сложились предпосылки к преодолению феодальной раздробленности и созданию единых государств. Основой этого процесса в странах Европы были: подъем производительных сил, рост общественного ра ...