Провозглашение империи не прибавляло власти к той, которой он уже обладал, будучи первым консулом. Поэтому можно согласиться с Е.В.Тарле, который писал, что, хотя первые годы своего пребывания у власти Наполеон назывался первым консулом, а последние десять лет - императором, это «ничего по сути дела не меняло ни в классовой основе нового режима, ни в природе военной диктатуры Наполеона». Но кое-какие отличия во внутренней политике Консульства и Империи все же есть. Основным из них, стало следующее, в период Консульства Наполеон, занимался борьбой с оппозицией, уничтожением демократических завоеваний революции и укреплением собственной власти, но, обретя статус Императора, тут же использовал эту власть для развития буржуазных социально-экономических отношений, которые утвердились во Франции в результате революции. Главное, что большинство конструктивных преобразований приходится именно на второй период.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что Наполеон ярко себя проявил в экономической политике. Он прилагал максимум усилий для поддержки промышленности, ибо считал, что государство не может быть сильным без сильной промышленности. Именно Бонапарт ввел высокие протекционные тарифы (пошлины), которые защищали французские мануфактуры от иностранной, в первую очередь, английской конкуренции. Правительство поддерживало становление промышленности: заказами, субсидиями, льготными займами, при этом предпочтение всегда отдавалось тем предпринимателям, которые вводили усовершенствования и развивали новые отрасли.

Особо удачливые частные предприниматели удостаивались особой чести, им присваивали дворянские и аристократические титулы и звания, а также награждали орденом Почетного легиона. По инициативе Наполеона, специально для финансового обеспечения развития промышленников был создан «Банк де Франс» (Французский банк), который на 100 лет пережил своего создателя. Специально в 1810 г., был создан координационный центр, по управлению государственной экономической отраслью - Совет по управлению торговлей и мануфактурами. Именно в годы Империи во Франции возник промышленный переворот, и заложены основы для успешного экономического развития в XIX в.

В отношении Наполеона к рабочему классу, продолжал действовать закон Ле Шапелье (1791 г.), возбранявший рабочие союзы и стачки. А для того, чтобы облегчить контроль предпринимателей за рабочими, были введены так называемые рабочие книжки, в которые вносилась аттестация рабочего и причины его увольнения. В результате «смутьяны» и «бунтовщики» теряли возможность найти работу, а мануфактуристы получали дополнительное средство для усиления эксплуатации.

Также одним из важнейших мероприятий во внутренней политике Империи стало принятие кодекса Наполеона. Созданный специальной комиссией из четырех крупнейших юристов под непосредственным руководством Наполеона за короткий срок, и утвержденный в 1804г. Гражданский кодекс (2281 статьи), был утвержден. Именно этот Кодекс утверждал равенство всех перед законом, свободу совести, неприкосновенность личности и собственности. В 1808 г., был утвержден Коммерческий кодекс, а в 1811 г. Уголовный кодекс.

Таким образом, Гражданский кодекс юридически оформил и закрепил основные принципы нового, буржуазного общества. Фактически, государство взяло на себя обязательство обеспечить условия для развития новых буржуазных отношений и стало гарантом их сохранения.

Сам Наполеон ясно осознавал историческое значение своей законотворческой деятельности. Империя распалась, имя Наполеона ушло в историю, но Франция, а вслед за ней и другие буржуазные государства Европы во второй половине XIX-начале XX вв. продолжали следовать правовыми принципам, изложенным в кодексе Наполеона.

В 1808 году, во Франции, Наполеоном, была проведена образовательная реформа. Специальным декретом, был утвержден указ о создании Императорского Университета, и устанавливались единые правила для всех учебных заведений. По этому указу создавалось три ступени образовательного пути: начальной, средней и высшей. Это привело к тому, что единые квалификационные требования и программы в сочетании с разнообразием типов учебных заведений максимально удовлетворяли потребности общества и государства в специалистах различного профиля и давали образование широким слоям населения.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Начальное образование в средние века - средневековая Византия
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники м ...

Ремесло и промыслы
Далматинский город эпохи расцвета коммунальной жизни (XIII-XIV вв.) жил за счет ремесла и промыслов. Важную роль играло кожевенное производство, изготовлением и обработкой кож занималось до трети ремесленного населения. Значительную и сос ...

Географическое расположение города
Город расположен на берегах верхнего Днепра, который в пределах города пересекает Смоленскую возвышенность, являющуюся западной частью Смоленско-Московской возвышенности. Река, протекая в городе с востока на запад, делит его на две части: ...