Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое место занимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения – лавр, ель и др. – символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость и справедливость.

Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий – врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мысли характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин.

Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.

Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства.

Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma – монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.

Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Уложенная комиссия.
Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II 30 июля 1767 года в Грановитой палате Кремля созвала специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи ...

Рождение города на Неве
Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и тесную связь с общеевропейской жизнью. Заложенный как кре ...

Просвещенный абсолютизм.
Период правления Екатерины II нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину наряду с австрийским императором Иоси ...