ВведениеСтраница 1
Отечественная и зарубежная историография характеризуется значительным интересом к истории средневековых городов. В середине XX в. в России началось изучение городов, расположенных на восточном побережье Адриатического моря – в Далмации. Историками-далматинистами была проделана масштабная работа, в ходе которой были рассмотрены важнейшие социально-экономические аспекты средневековой городской истории – особенности и характер форм городской собственности, ремесло, торговля, специфика социальной структуры, взаимоотношение с деревней, а также аспекты политического развития[1]. Большой вклад в исследование далматинских средневековых городов внес М.М. Фрейденберг, автор многих работ по проблемам истории города и деревни в феодальной Далмации. В своем исследовании «Деревня и городская жизнь Далмации XIII-XV вв.» (1972) М. Фрейденберг обращается преимущественно сельским проблемам, особенно к истории пригородной деревни, которая развивалась в непосредственной близости к городу. Книга строится на использовании сельских судебников, городских статутов из Задара, Шибеника, Сплита, Трогира, нотариальных актов, судебных протоколов. В книге дается обстоятельная характеристика присущей Далмации системы феодальной эксплуатации, рассматриваются общинные связи далматинской деревни, проанализирована система поземельных отношений – колонат и кметство. В главе «Городская жизнь» дан качественный обзор средневекового далматинского города–коммуны: рассмотрена социальная структура, исследовано развитие ремесла, промыслов и торговли, а также проанализировано их взаимное влияние, представлена политическая обстановка, в которой протекала жизнь далматинцев в XIII-XIV вв.
Немалое значение для исследования далматинских городов имеет монография М.М. Фрейденберга «Дубровник и Османская империя» (1989), в которой автором рассматривается тысячелетняя история крупнейшего городского центра Далмации во всём её многообразии[2]. В этой книге подробно исследованы такие проблемы как происхождение города, его славянизация, социальная структура, экономика, повседневная жизнь горожан, внешняя политика; также уделено внимание выдающимся гражданам Дубровника и его культуре. Особенное внимание М.М. Фрейденберг уделяет анализу обстоятельств, способствовавших историческому обособлению Дубровника от Далмации, его государственному развитию и многолетнему процветанию. К этой же теме М.М. Фрейденберг обращается в статье «Средневековые города Далмации: исторические судьбы» (1982). В статье рассмотрено развитие далматинских городов-коммун, единообразие которого исчерпало себя к началу XV в.[3], а также сформулированы причины, позволившие Дубровнику отстоять свою независимость от посягательств Венеции, причем главный акцент сделан именно на характеристике Дубровника. Как указывает М.М. Фрейденберг: «… Ни один из других далматинских городов не создал независимого государства, не вступил в дипломатические отношения со всей Европой и не выстроил флота, в экипажах которого было занято до пяти тысяч гребцов и матросов (т.е. почти половина мужского населения республики…). В те годы, когда процветание Дубровника достигло зенита, остальные центры побережья превратились в захолустные городки с остановившейся торговлей и застойным бытом. XVI век оказался временем апогея для Дубровника и хронической стагнации для остальных далматинских коммун»[4]. В книге «Ранне-феодальные государства на Балканах VI-XII вв.» под редакцией Г.Г. Литвинова прослеживается зарождение и развитие государственности у славян Балканского полуострова в период распада Восточно-римской империи. Отдельная глава посвящена далматинским городам, исследовано их образование, состав населения, межэтнические связи, социально-экономическая, общественно-политическая структура. Особенное внимание при этом уделено античному наследию городов, проведена аналогия между раннесредневековым далматинским городом и античным полисом. Важным источником, содержащим сведения о происхождении далматинских городов, является сочинение византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», составленное в 948 – 952 гг. как поучение для сына императора Романа. В трактате подробно повествуется о захвате и разрушении славянами г. Салона, беженцы из которого основали по соседству современный Сплит, г. Эпидавр, бывшие жители которого основали Раусий (Дубровник); описано поселение хорватов на далматинской территории. Также в своем сочинении Константин Багрянородный сообщает сведения о взаимоотношениях далматинских городов с Хорватским княжеством и Византией. Сохранился документ, закрепляющий автономию Трогира венгерским королем Коломаном, - так называемый Трогирский диплом (1107 г.). Трогирский диплом дает представление о сложившемся к 12 веку политико-административном устройстве города и характере его взаимных обязательств с сувереном. Считается, что Сплит и Задар получили аналогичные привилегии, не дошедшие до нас. Особый интерес представляет труд Фомы Сплитского - архидиакона местной церкви. Фома родился в Сплите в 1200 (или в 1201) году. В начале 20-х гг. он учился в университете в Болонье. После возвращения в Сплит в 1223 г. Фома исполнял должность городского нотария, о чем свидетельствует его подпись под рядом городских официальных документов, а в 1228 г. занял место каноника сплитского капитула. В 1230 году Фома стал архидиаконом. Его сочинение, задуманное как история сплитской ариепископии с древнейших времен, оказывается гораздо шире заявленным самим автором темы, и помимо краеведческих сюжетов охватывает историю Далмации, Хорватии и Венгрии с ранней древности до середины XIII в. Труд Фомы, составленный в жанре западноевропейского хроникального историописания, отмеченный авторской индивидуальностью как в подборе и интерпретации источников, так и в оценках исторических персонажей и событий, является первым дошедшим до нас примером подобного сочинительства в хорватских землях и первым созданным на этой территории произведением, авторство и датировка которого устанавливается вполне надежно. Годы жизни Фомы совпадают со временем утверждения в городах Далмации порядка коммунального самоуправления, борьбы хорватских князей и за эти города, и вообще за влияние в хорватских землях, которые находились тогда под суверенитетом венгерского короля. Фома не раз отстаивал интересы города перед венгерскими королевскими особами, а в 30-е гг. XIII в. он находился в центре движения за укрепление в Сплите коммунального режима и даже был его лидером. Благодаря деятельной вовлеченности Фомы в социокультурные процессы своей эпохи и глубоким личностным переживаниям связанных с ними событий, сочинение сплитского архидиакона, в большей мере, чем другие источники, отразило те ключевые моменты истории средневековой Далмации, которые в конечном счете определили особенности развития ее городской культуры и городского самосознания — славяно-романское культурное взаимодействие и славянизация, с одной стороны, и становление коммун — с другой[5]. До наших дней дошло множество документов, дающих представление о жизни далматинских городов: статуты или городские конституции, определяющие административный строй, гражданское и уголовное право; нотариальные акты, донесения иностранных чиновников, послов.
Подобные материалы:
Коренной перелом в ходе войны.
Потерпев поражение в битве под Москвой и желая поправить свой пошатнувшийся авторитет в глазах Европы и всего мира, немцы решили начать своё наступление на советско-германском фронте на этот раз на юге нашей страны, намереваясь выйти к Во ...
Звездный час полководца.
Чувство личной ответственности перед Родиной побудило Брусилова предпринимать шаги, необычные для высшего генералитета времен последнего российского самодержца. Он решительно оспорил мнение своего предшественника и штаба верховного главно ...
Корниловский мятеж
После июльской попытки переворота соотношение сил в обществе начало временно склоняться в пользу правых сил. Представители крупного капитала сразу же после Февраля приступили к разработке планов установления «сильной власти» для укреплени ...