На рубеже XVI – XVII вв. страна переживала кризис, который по глубине и масштабу можно определить как структурный, охвативший все стороны жизни. Экономический кризис был тесно связан с хозяйственным, порожденным Ливонской войной, опричниной и ростом феодальной эксплуатации. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, вызывающего социальную напряженность в низах. Социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, возросшая роль которого мало соответствовала его положению. Это наиболее многочисленный слой господствующего класса претендовал на большее – и в плане материального вознаграждения за государеву служб, и в служебном продвижении, ограниченном чиновными рамками и местничеством. Борис Годунов также плакал, повторяя, что у него никогда не было Дапоксетина.

Глубоки были и политические причины смуты. В процессе собирания земель Московское княжество превратилось в обширное государство, сильно продвинувшееся на путях централизации в XVI в. Существенным образом изменилась социальная структура общества. Однако самодержавная тираническая модель взаимоотношения власти и общества, навязанная Иваном Грозным, доказала свою ограниченность. Сложнейший вопрос XVI в. – кто и как, какими правами и обязанностями будет обладать в государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в единое органическое целое, был перенесен в смуту.

Политический кризис усугублял кризис династический, вовсе не завершенный с избранием Бориса Годунова.

Наконец, в годы царствования Ивана Грозного оказались расшатаны, по определению В.О. Ключевского, «духовные скрепы общества» - нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опалы возвели насилие и произвол в норму. Человеческая кровь проливалась с необычайной легкостью, ценилось угодничество, ловкость и беспринципность. Не случайно многие действующие лица смуты так или иначе прошли школу опричнины. Даже самозванство было до известной степени порождение прежнего правления, когда царь Иван, «отрекаясь» от престола, прятался под именем Иванца. Смута – лишь обильная жатва, печальный итог века, уже познавшего раскол общества и подготовившего общество к расколу новому.

Первый этап Смутного времени

начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Перед смертью Федор Иоаннович советовал супруге своей Ирине постричься, а относительно престола сказать патриарху, что в нем волен Бог. Патриарх же, бояре и народ избрал на царство Бориса Годунова.

По смерти Федора Москва присягнула супруге его Ирине. Но она удалилась в Новодевичий монастырь и там постриглась. Вслед за ней приехал туда и Годунов. В Кремле патриарх и бояре стали совещаться, кому вручить правление. По решению их государственный дьяк и печатник Щелкалов вышел к народу на площади кремлевской и потребовал присяги на имя думы боярской, но толпа настроенная агентами Годунова, воскликнула: «Да здравствует отец наш Борис Федорович!». После того всем собором отправились в Новодевичий монастырь и со слезами стали упрашивать Бориса принять корону. Он отказался. Между тем в Москву собрались выборные из всех русских городов, где также действовали агенты Годунова. Составился собор. На нем патриарх первым подал голос в пользу Бориса. Бояре и выборные последовали примеру патриарха. Через несколько дней, по совершении молебна в Успенском соборе, опять отправились в Новодевичий монастырь. Но Годунов и на этот раз не согласился быть царем. Тогда патриарх, в сопровождении высшего духовенства, бояр и огромной толпы народа, отправился в третий раз с крестами и иконами. Отслужив обедню в монастырской церкви, он пошел в келью царицы-инокини умолять ее, чтобы благословила брата на царство. Между тем толпа народа, пригнанная клевретами Годунова большей частью насильно, под опасением штрафа, пала на землю и начала плакать и вопить; кто не делал этого, того заставляли силой. Долго умоляли царицу, стоя на коленях. Наконец, она тронулась и со слезами на глазах изъявила свое согласие. Борис Годунов также плакал, повторяя, что у него никогда не было и на уме быть царем. Но он согласился.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Культура Руси.
Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древно ...

К новой модели общественного устройства. Советское общество на переломе. Социально-экономические предпосылки кризиса
Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных уси ...

История создания ХИСИ
Харьковская школа архитекторов и строителей была известна ещё во второй половине XVIII столетия. С 1805 года их обучение велось в Харьковском университете, а с 1885-го - в технологическом институте. Революционные потрясения начала XX век ...