Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в IX–XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Города – центры культуры. Просвещение, Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения.

В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X в. А в конце XI в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.

В начале XII в. русская культура сделала значительные успехи. В селах и погостах существовала старая славянская культура с ее яркими языческими празднествами, хороводами, песнями, обрядовыми танцами и зимними посиделками. Крестьяне-смерды, участники походов, слагали былины, которые появились в X в. В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племен, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину.

Былины исполнялись и в городах, и в деревнях, и на княжеских пирах. Торжественные напевы былин звучали тысячу лет. Былины являются как бы устным повествованием о родной истории, о ярком периоде, оставившем память в народе. В тяжелые времена ига монголо-татарских ханов былины поддерживали дух народа.

Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в конце IX в.: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда. Велись летописи при Ольге и Святославе. При Владимире Святославиче из более ранних летописей был создан в 997 г. летописный свод, расцвеченный рисунками – «миниатюрами». Самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет» Нестора, законченная на 1110 г. Русские летописи составлялись на родном языке, тогда как в странах Западной Европы хроники писали на чуждой народу латыни.

Ко времени образования государства восточные славяне жили племенами со своими особенностями языка (диалект), обычаями, своим уровнем культуры. Сплочение этих племен в единое государство вело к созданию единой древнерусской народности. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X–XIII вв. составляли единую народность, имели общую культуру и язык, который следует называть древнерусским, так как это был общий язык Руси.

Подобные материалы:

Прикрепление крестьян и сыск беглых на окраинах государства
Установление бессрочного сыска беглых крестьян и холопов по Уло­жению 1649 г. имело общее значение для всех крестьян, бежавших от своих владельцев после писцовых книг 1626—1628 гг. и переписных книг 1646—1648 гг. На общих основаниях узако ...

Начальный период войны: причины поражений и отступлений советских войск. Мобилизация сил народа на отпор врагу. Создание антигитлеровской коалиции.
Очень трудными оказались первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены отступить под натиском превосходящих сил противника. Что принято понимать под начальным периодом Великой Отечественной войны, каковы его хронологические ...

Учебный процесс института
В 30-е годы обучение в институте проводилось в сложных условиях. До окончания строительства собственного учебного корпуса занятия проходили в помещении Харьковского технологического института. В организации учебного процесса использовали ...