Киевская Русь, как единая держава, сплотила, все восточнославянские племена в древнерусскую народность. Государство сумело создать систему обороны от печенегов и половцев. Но дальнейшее развитие феодальных отношений, городов и всей страны приводило к серьезным переменам: все чаще вчерашние княжеские дружинники стали оставаться в своих владениях, больше заниматься хозяйственными делами. При слабых экономических связях, при господстве натурального хозяйства, при постоянном стремлении бояр отсидеться в своих вотчинах управлять огромным государством было очень трудно.

Отдельные крупные города, вроде Новгорода, Полоцка, Смоленска, Ростова, Суздаля, Рязани, удаленные от Киева и достаточно уже развившиеся, стремились обособиться от власти великого князя и стать самостоятельными центрами своих областей. Такое обособление земель было невыгодно в военном отношении, но для развития самих земель в мирных условиях имелось много преимуществ. Княжеством меньших размеров легче было управлять, легче навести в нем порядок и следить за его поддержанием.

Победоносные походы Владимира Мономаха и его сына Мстислава устранили на время половецкую опасность, и военное единство на некоторый срок утратило свою необходимость. Народные собрания (веча) городов, и боярство воспользовались этим и начали приглашать к себе отдельных князей, содействуя созданию самостоятельных княжеств, независимых от Киева. Любечский съезд князей (1097) установил: «кождо да держит отчину свою».

Летописец записал, что в 1132 г. (год смерти Мстислава Владимировича) «раздрася вся Русская зёмля», т.е. распалась на части. Начался период феодальной раздробленности.

Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества (равные по территории западным королевствам): Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Новгородская земля, Киевское княжество и ряд мелких княжеств (см. карту).

Каждое княжество обладало правом определять «строи земельный», т.е. внутренний порядок жизни земли: собирать и содержать свое войско, иметь свои органы управления, издавать законы, при необходимости наводить порядок, даже иметь свои деньги, меры длины, веса и др. Кроме того, князья и городские общины вели самостоятельную внешнюю политику: объявляли войну, заключали мир, договаривались о помощи со своими соседями.

Только сильное, процветающее княжество могло обеспечить себе независимость от власти киевского князя, не считаться с интересами соседних земель. Феодальная раздробленность на Руси до монголо-татарского нашествия являлась периодом экономического и культурного подъема русских земель.

Но такой строй жизни таил в себе и большую опасность. Разделение на независимые княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями. Обороноспособность страны ослабла. В свою очередь княжества сами стали дробиться, и к началу XIII в. образовалось уже около полусотни княжеств. Очень скоро в княжествах начались конфликты между князьями и местным боярством. Бояре хотели сами влиять на политику и ограничить власть князей.

Подобные материалы:

Первые миссионеры
Первый опыт миссионерства во Вьетнаме датирован 1533 годом, когда в провинции Намдинь начал проповедовать католический монах. Имя монаха в источниках не упоминается, да и об участи его известно только одно - он был изгнан из страны. С те ...

Москва. Объединение земель вокруг Москвы в исторических обобщениях Ключевского
Летопись выводит город Москву в числе новых суздальских городов, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Город возник на перепутье между днепропетровским югом и верхне-волжским севером, со значением пограничного городка. Первоначальные пр ...

Древнейшие цивилизации Востока. Феномен Востока
Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивала ...