Накануне и в начальный период войны уже было заметно, что император с правительством и думская общественность идут разными курсами, но в условиях относительной стабильности это не вызывало особого беспокойства. Но тяжелые поражения на фронте уход из Галиции и Польши, сдача части Прибалтики и Белоруссии привели к явному внутриполитическому кризису. Верховная власть пошла на замену ряда ключевых министров, скомпрометировавших себя в глазах общественности.

Взаимоотношения царской власти с Думой строились на требовании ответственного перед Думой министерства. Эта идея трансформировалась в «министерства общественного доверия». Идея межпартийного компромисса в борьбе с царизмом стала определять тактику не только либеральных партий, вошедших в блок, но и их партнеров слева – меньшевиков и трудовиков.

Что касается императора, то в этот трудный период он попытался укрепить авторитет царской власти путем принятия обязанностей Верховного главнокомандующего, однако это решение вызвало противодействие и в оппозиции, и даже в ближайшем окружении царя. Со стороны нового кабинета министров, склонного к компромиссу с Думой, последовал ряд демаршей. Но царь отправил в отставку фрондирующих министров и издал высочайший указ о перерыве заседаний Думы, продемонстрировав тем самым нежелание идти на какие-либо компромиссы.

Так называемая «министерская чехарда» явилась одним из признаков все углубляющегося кризиса власти. Отсутствие стабильности кадров в результате придворных интриг и закулисной борьбы отрицательным образом сказывалось на управлении страной в период, требовавший величайшего напряжения и ответственности.

Что касается царя, то чем больше в 1916 – 1917 г. он пытался уйти от компромисса с оппозицией, постепенно у него становилось все меньше реальных возможностей непосредственно влиять на государственные дела у него не было. Власть уходила из его рук. Последние месяцы царствования прошли для Николая II в удручающем одиночестве. Стена отчуждения между Романовыми и обществом становилась все более неодолимой, пока не привела к династическому кризису и падению монархии.

.Примечания

[1] Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 2. С. 210.

[2] Там же.

[3] Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

[4] Кризис самодержавия в России: 1895 – 1917. Л., 1984.

[5] Политические партии России: история и современность. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.

[6] Леонов С. В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 год) // Вопросы истории. 1999. №11 – 12. С. 29 – 49.

[7] Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995.

[8] Там же. С. 367.

[9] Милюков П. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 134.

[10] Аврех А. Я. Указ. соч. С. 261.

[11] Политические партии России… С. 181.

[12] Аврех А. Я. Указ. соч. С. 263.

[13] Там же. С. 264.

[14] Там же. С. 266.

[15] Там же. С. 266.

[16] Политические партии России… С. 189.

[17] Там же. С. 191.

[18] Милюков П. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 167.

[19] Там же. С. 68.

[20] Там же. С. 169 – 171.

[21] Там же. С. 190.

[22] Там же. С. 191.

[23] Аврех А. Я. Указ. соч. С. 286.

[24] Кризис самодержавия в России… С. 418.

[25] Там же.

[26] Там же. С. 418 – 419.

[27] Милюков П. Н. Указ. соч. Т. 2. С. 186.

[28] Там же. С. 189.

[29] Там же. С. 190 – 191.

Подобные материалы:

Внешняя политика Гоминьдана
Уже в 1928 г. Чан Кайши заявил, что главным направлением внешней политики его правительства и Гоминьдана будет стремление к ликвидации неравноправных договоров и соглашений с европейскими державами. Эти вопросы играли исключительную роль ...

Введение.
Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, стала одним из самых кровавых и драматических событий за всю историю человечества. Она вовлекла в свою орбиту 72 государства - 4/5 всех жителей земли. Вторая мировая война явилась ре ...

А.Л. Ордин-Нащокин как государственный деятель
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен как виднейший государственный деятель 2-й половины неспокойного XVII века, незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, экономист - таким он в ...