Опричнина.
В 1550 году стало заметнее негативное отношение к политике Ивана IV. В 1553 году Иван IV заболевает и, опасаясь умереть, назначает себе преемника. – Дмитрия, сына Анастасии Романовны Захарьиной. Но он оказался не единственным претендентом на престол - одновременно заявляет о своих правах на престол двоюродный брат царя, Владимир Андреевич Старицкий. Не понятно, как некоторые приближенные осмелились перечить велению государя, но часть знати стала присягать на верность Владимиру. Причины были различные - одни опасались, что при Дмитрии, по сути, еще ребенке, могут возобновиться порядки боярского правления, другие не хотели присягать сыну Захарьиной, так как, в отличие от Дмитрия, занимали более высокое положение в боярской иерархии. Некоторые вспомнили о старом порядке (при Рюриковичах) передачи власти старшему в роде - "старшинство дядьёв над племянниками". Владимиру присягнули и нескорые члены Избранной рады, хотя некоторые и сохранили верность царю. Иван IV, глядя на то, что творится в его государстве, решил выздороветь, но измены не забыл. В следующие годы оппозиция бояр к царю усилилась. У него не было иного выхода, как усилить личную власть. Появилась идея проведения политики опричнины. В декабре 1564 года царь уезжает в свою резиденцию - Александровскую слободу – вместе с верными дворянами и боярами. А в начале 1565 года, высылает в Москву два послания. В первом он обвиняет церковь и бояр в измене, во втором же, адресованном посадским людям Москвы, заявляет, что он на них не гневается. Московский посад вынудил бояр просить царя вернуться на трон. Посланная к царю делегация "умолила" его не покидать престол. Иван согласился вернуться, но на особых условиях. В стране поднялась волна репрессий против мнимых и истинных противников самодержавной власти царя.
В 1565 царь объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: вошедшие и не вошедшие в опричнину. Территории, которые не вошли в опричнину, стали называться земщиной. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду. Конные опричники имели особые знаки отличия - к седлам прикреплялись некие символы того времени: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV отбирал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни, террор и разбой процветали среди населения. Царь проводил персональный отбор феодалов и земель в опричнину. Разорению подвергались целые города.
Отношение церкви к опричной политике было отрицательным. Православная церковь отказалась поддержать опричнину. Митрополит Афанасий оставил своё место "по болезни". На его место был избран так же противник опричнины - Филипп Колычев, который публично отказал царю в благословении. Наставали тяжелые времена - Иван IV “убивал” нравственность, порождая равнодушие и алчность. Давали о себе знать “смутные времена”. По форме опричнина была возвратом к феодальной раздробленности, а по методам - направлена на её полное уничтожение.
В 1567 был организован заговор против царя. Заговорщики хотели выдать Ивана IV литовцам во время осеннего похода. Затея провалилась из-за предательства Владимира Старицкого. Поход был прекращён, а Иван IV уехал в Александровскую слободу. Вскоре последовала казнь заговорщиков.
Крупным событием опричнины был новгородский погром в начале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в том, что Новгород захотел перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. В 1572 году царь отменил опричнину. Решающую роль в этом сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить. Были подожжены дворы, после чего огонь перекинулся на Китай-город и Кремль.
Подобные материалы:
Причины движения русских в Сибирь
Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных втор ...
Мастера андроновской эпохи
В андроновской семье могли делать всё необходимое для жизни: прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, украшать их узорами из цветных нитей, аппликацией и бисером. Уже использовали ткацкий станок и веретено. Нитки пряли из шерс ...
Расцвет страны Юга
Самым ярким и спокойным периодом истории страны, из века в век боровшейся за самостоятельность и свободу, стал период с XV по XVII вв. В течение этих двух столетий обретшая независимость страна не только вступила в период расцвета феодали ...