Когда Данило Романович сделался «мирником» Батыя (в подобную де­ликатную форму облекает галицкий летописец его зависимость от Орды) и заключил союзный договор с Венг­рией, его репутация в Европе зна­чительно повысилась. На Галичину и Волынь обратила внимание римская курия, надеясь распространить в этих землях католичество. На сайте pasador.ru aBRA.

Папскому легату (послу) к Ба­тыю, опытному дипломату Плано Карпини римская курия поручила на­чать переговоры с галицко-волынскими князьями. В начале 1246 г. Кар­пини побывал во Владимире, где оз­накомил Василька с содержанием папской буллы от 25 марта 1245 г., призывавшей укреплять обороноспо­собность государств на случай ново­го ордынского нашествия. Данило тогда находился у Батыя. По пути в Орду, между Днепром и Доном, Карпини встретился с Данилом и рассказал ему о желании Рима всту­пить с ним в переговоры. Данило ответил согласием.

Установив дружеские отношения с Польшей и Венгрией, Данило обратился к папе Иннокентию IV с просьбой о помощи в организации крестового похода славян на монголо-татар. Вступая в контакты с курией, Данило Романович исходил из обещания папы Иннокентия IV поддер­жать его в борьбе против завоевате­лей. Взамен князь обещал свое согласие на переход всех своих владений под церковную юрисдикцию Рима. Так впервые была высказана вслух главная и постоянная проблема всей истории Галичины — проблема отношения западных украинцев к римско-католической церкви.

Дальнейшие переговоры Данило с папой обнаружили значительные различия в намерениях сторон. Галицко-волынские дипломаты твердо настаивали на организации Инно­кентием IV антиордынской коалиции в европейском масштабе, т. е. требова­ли объявления крестового похода, папа же, уклоняясь от прямого отве­та, в булле середины 1248 г. пообе­щал на случай нападения Орды на Галицко-Волынское княжество по­думать, какую можно будет оказать помощь. Данило стало ясно, что нет надежды на реальную помощь рим­ской курии в борьбе против завоева­телей, поэтому в 1248 г. он прервал переговоры с папой.

Отношения с курией возобнови­лись лишь в 1252 г., и вновь по ини­циативе папского престола, действо­вавшего при посредничестве венгер­ского короля Белы IV. Данило был вынужден пойти на переговоры в связи с усложнением политической ситуации: к восточным рубежам Галицко-Волынского княжества при­ближалась орда хана Куремсы. Сам Дани­ло вмешался в борьбу за австрийское наследство и рассчитывал на под­держку курии. В 1252 г. Данило Романович женил своего сына Романа на Гертруде, племяннице австрий­ского герцога Фридриха II. Таким образом, Роман Данилович формаль­но сделался австрийским герцогом.

Но в Австрии Роман потерпел неуда­чу в борьбе с другим претендентом на наследство Фридриха II — чешским королем Пшемыслом II ив конце 1253 г. вынужден был вернуться в Галичину.

При возобновлении переговоров Иннокентий IV предложил Данило королевскую корону, но тот отказал­ся от нее, ответив, что ему нужна не корона, а реальная помощь против поработителей.

В 1253 г. папа объя­вил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нем христиан Польши, Чехии, Моравии, Сербии и Померании. Декларированный Инно­кентием IV поход не мог, однако, со­стояться по многим причинам. Госу­дарства, к которым обратился папа, переживали политические затрудне­ния, часть их увязла в борьбе за ав­стрийское наследство, и они были не­способны победить столь грозного врага, каким было в 50-е годы XIII в. неисчислимое войско ордынских фео­далов.

Надеясь все же при помощи папы создать европейскую антиордынскую коалицию и как-то разрубить авст­рийский узел, Данило Романович со­гласился принять корону. Коронация Данило состоялась во второй поло­вине 1253 г. во время похода на ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Данило решился дать бой поработи­телям и поэтому короновался, не считаясь с мнением Орды.

Так и не дождавшись реального содействия и помощи, Данило уже в следующем, 1254 г., все-таки решился двинуть свои войска на Киев, чтобы освободить его от монголо-татар, пока их главные силы оставались далеко на востоке. Поначалу галицкому князю сопутствовал успех. И все же удержать Киев ему не удалось. Более того, он жестоко поплатился за свои честолюбивые замыслы.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Социальный состав населения
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. О ...

Крещение Руси.
К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычн ...

Новоторговый устав 1667 года
В годы царствования Алексея Михайловича развитию внешней торговли препятствовала система привилегий, которыми пользовались иноземные торговцы, русские купцы страдали от конкуренции иностранных торговцев, особенно с Запада. Засилье иноземн ...