«Законы Ману» – сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга – общественного, религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют их даса. Естественно, что в тот период основным источником рабства, как и в других древних государствах. Являются военнопленные и другого рода захваченные иноземцы. А уже в первой статье Закона, Ману говорит, о различных путях и случаях порабощения: «Захваченный под знаменем, даса за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и даса в силу наказания — таковы семь разрядов даса.»[9] эта статья определяет не только семь путей в рабство, но и делит на разряды. Рабовладелец имел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Но все это имело место и в других странах. Наиболее важной особенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери ими свободы.[10] «Жена, сын и даса - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают»; «Брахман пусть уверенно пользуется вещами, [полученными] от шудры (дасы); так как у того нет никакой собственности, то его хозяин может взять его имущество.»[11]. Очень понятно и доступно в статьях говорится о том, что рабы могли иметь имущество, но хозяин мог им распоряжаться, как ему вздумается. В Законах Ману отводится место способам решения проблем таких, как долги и штрафы: «Пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты, но если более высокой, пусть отдает постепенно.»; «Но имеющий касту кшатрия, вайшьи и шудры, не могущий уплатить штраф, пусть платит, что полагается, работой; брахман пусть платит мало-помалу.»[12] проанализировав эти две статьи, можно увидеть особые черты индийского рабства, т. е. рабом мог быть человек из любой касты по выше упомянутым причинам. Таким образом, рабы между собой были не равны и отношения складывались так же, как и в не рабской ситуации. Рабы и рабовладельцы были двумя полюсами, определявшими социальную структуру древнеиндийского общества. Между ними располагались, тяготея к тому или другому, остальные социальные слои. Так, труженики, потерявшие экономическую самостоятельность или гражданские права и вынужденные работать на других, неизбежно образовывали промежуточные общественные прослойки, в той или иной мере примыкающие к классу рабов. Проанализировав Законы Ману, как источник, обозначим вывод, источниками рабства, является захват пленных, который самый распространенный, а так же рожденный рабом, подаренный, купленный, в силу наказания и др. Имущество рабы имели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, а вот отрабатывали их не одинаково, т.к. между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты.

Подобные материалы:

Итоги царствования
Разделение страны, опричнина пагубно сказались на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвращения запустения земель вводятся заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить ...

Экономический подъем страны.
В последней трети XIX - начале XX в. германская экономика сделала мощный рывок вперед, уступая по темпам развития лишь США. С 1870 до 1913 гг. объем промышленного производства в стране увеличился в 6 раз, в том числе добыча угля - в 7, вы ...

Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перев ...