После смерти Федора царем был объявлен его младший брат Иван V – вместе со сводным младшим братом Петром I. В течение 7 лет Иван и Петр находились под опекой родной сестры Ивана. В 1689 г. Петр I стал единовластным царем после переворота.

Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П.И. Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники. Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.

В молодые годы Петр жил в с. Преображенском, где размещались созданные им «потешные» полки. Там же он познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, ставшим его другом и опорой на всю жизнь, а также другими «молодыми робятами рода простого». Петр научился ценить не знатность и родовитость, но способности человека, его смекалку и преданность делу. У таких людей учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 г. совершал плавания на своем ботике по Яузе, оттуда у него пробудилась любовь к морю, мореплаванию, родилось восхищение голландской культурой.

Делом его жизни стало усиление военной мощи России.

Едва утвердившись на престоле, Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Но это не решило главной внешнеполитической проблемы – установления торговых и иных связей с Европой, что можно было осуществить лишь обретением выхода к Балтике и возвращением русских земель, захваченных Швецией в годы Смуты.

Под видом изучения кораблестроения и морского дела молодой царь ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697-1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в этих странах закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699 г.).

В феврале 1699 г. царь Петр приказал распустить ненадежные стрелецкие полки и начать формирование регулярных – солдатских и драгунских, ибо «до сей поры никакой пехоты сие государство не имело». Вскоре он подписал указы, под страхом штрафов и порки предписывавшие мужчинам «резать бороды» (ранее считавшиеся символом православной веры), носить одежду европейского образца, а женщинам открывать волосы (ранее скрытые под повоями и киками). Подобные меры готовили общество к коренным переменам, подрывали традиционность устоев образа жизни и привычек. С 1700 г. царь ввел новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова», что он также рассматривал как шаг в ломке старинных нравов.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям, поэтому Петр распорядился продолжать строительство в Воронеже Азовского флота, начатого во время Азовских походов, лично проверял корабельщиков. И все же Великое посольство заставило его сменить внешнеполитический курс с южного на западный.

Заключив Константинопольский мир 1700 г. с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил Карл XII. Северная война 1700–1721 гг. за выход России к Балтике началась ноябрьским сражением под Нарвой. 40-тысячное необученное и неподготовленное русское войско проиграло его войску Карла XII. Назвав за это шведов «учителями русских», Петр распорядился о проведении решительных реформ, способных сделать русскую армию действительно боеспособной.

Посчитав после Нарвы Россию разгромленной, Карл XII ушел воевать («надолго увяз», по словам Петра) в Польшу, что дало Петру необходимую передышку. Он надеялся изменить облик своей страны, сделав ее похожей на западную, но сохранив самодержавие и крепостничество. Нуждающийся в единомышленниках и сподвижниках, он распорядился отправлять молодых дворян за границу для обучения навигации, механике, артиллерийскому делу, математике и иностранным языкам. В 1701 г. была основана первая в истории страны Навигацкая школа.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Первые миссионеры
Первый опыт миссионерства во Вьетнаме датирован 1533 годом, когда в провинции Намдинь начал проповедовать католический монах. Имя монаха в источниках не упоминается, да и об участи его известно только одно - он был изгнан из страны. С те ...

Александр Невский: Русь и Орда
Вторая половина жизни Александра обычно освещается крайне скудно. Именно в это время впервые князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Тем самым русский князь был включен в ордынскую систему жесткого вертика ...

Внешняя политика в VI–VII вв.
Хосров I вел захватническую политику в отношении соседских стран. Война между Ираном и Византией, вспыхнувшая еще в последние годы правления Кавада, продолжалась при Хосрове. Мир. заключенный в 532 г., был непрочен. В 540 г. иранские войс ...