В 221г. до н.э. Цинь Шихуан (259--210 гг. до н.э.) в возрасте 39 лет создал первое в истории Китая централизованное государство и основал династию Цинь. Созданную им феодальную систему централизованной власти наследовали все последующие китайские династии. В летописи упоминается, что он осуществил крупномасштабные аграрные, финансовые и военные реформы. В период его правления были стандартизированы меры длины, весов, денежные единицы и китайское иероглифическое письмо, создана единая сеть казенных дорог, что оказало огромное влияние на развитие Китая при последующих династиях.

Конец Чжоуской эпохи был столь же величественным, сколько и драматичным. Ему предшествовала идейная борьба внутри стана сторонников крепкой централизованной власти: между конфуцианцами и легистами. Конфуцианцы почитали древность и опирались на традицию и обычное право. Легисты порывали с прошлым, стремились утвердить отношения, основанные не на натуральном, а на товарном хозяйстве. Не разделяя конфуцианской веры в силу морали и этики, в делах государства они предпочитали полагаться на юридические нормы, закрепленные в законе.

Жесткие формы это противостояние приняло при правлении самого известного в истории Китая императора - Цинь Шихуана (221-207 гг). Подлинный гений реформаторства, Цинь Шихуан из "срединных царств" чжоуской эпохи создал единое государство, объединил денежную систему, создал обширную сеть дорог.

Желая пресечь набеги кочевников с севера, начал строить Великую Стену - эту вечную метафору отгороженности Китая от внешнего мира.

В его начинаниях хорошую услугу оказала практичная доктрина легистов. Приняв их тезис "политика не подчинена морали", он запретил инакомыслие, приблизил к себе "фацзя" (законников), сурово обошелся с последователями Конфуция. Закопал в землю 460 конфуцианцев и сжег их книги. На этом трагичном эпизоде обрывается история эпохи Чжоу.

Деспотичные и обездушенно-прагматичные методы Цинь Шихуана привели к восстанию им же собранного и сформированного народа. Выходец из крестьян Лю Бан создает новую империю - Хань, один из первых правителей которой У Ди возрождает конфуцианство.

Искусство эпохи Чжоу прославлено, кроме бронзы, великолепными произведениями из терракоты. Захоронение Цинь Шихуана в Сиани содержит шедевры терракотовой скульптуры - знаменитое "шествие воинов из мглы веков". В истории это бывает: красота сопутствует великим деяниям и держится с ними рядом.

Конфуций и Цинь Шихуан явились яркими воплощениями таких фундаментальных сторон крепнущей китайской государственности, как идеология и власть. Группа американских и китайских ученых пытается разработать план спасения знаменитых терракотовых воинов из гробницы китайского императора Цинь Шихуана от неминуемой гибели.

По мнению специалистов, воины, "пережившие" почти двухтысячелетнее заключение в подземной гробнице, сегодня стремительно разрушаются от влажности, грязного воздуха и солнечного света, сообщает в понедельник, 27 июня, гонконгская газета "Саут Чайна Морнинг Пост".

"Если не начать спасательную операцию сегодня, через сто лет гробница будет походить на отработанную угольную шахту, а сами фигуры воинов деформируются до такой степени, что не будут представлять никакого эстетического интереса", - утверждает в интервью газете директор одного из департаментов Института изучения естественной среды при китайской академии наук Цао Цзюньцзи.

В мае прошлого года Цао Цзюньцзи, обеспокоенная ухудшением состояния терракотовых воинов, начала поиск партнеров для масштабного проекта по спасению уникального комплекса. Сегодня в "группу спасения", помимо представителей академии социальных наук КНР, входят сотрудники американского Института исследования пустынь и гонконгского политехнического института.

С помощью инструментов и приборов, предоставленных американскими и гонконгскими партнерами, китайские сотрудники музея Цинь Шихуана будут проводить жесткий мониторинг условий внутри гигантского комплекса. Пробы воздуха будут посылаться на анализ в лаборатории в США и Гонконге для того, чтобы определить наличие вредных компонентов и степень опасности, которые они представляют для статуй.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Правовое положение вольноотпущенников
Уже с древнейших времён в Риме, как и в других рабовладельческих государствах, существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин для этого было много. В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенни ...

Ваххабизм
В ночь с 21 на 22 декабря 1997 года вооружённые боевики совершили дерзкое нападение на военный городок мотострелковой бригады, дислоцированной в Буйнакске. Нападавшие (по разным источникам их насчитывалось от 40 до 60 человек) действовали ...

Социальный состав населения
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. О ...