В освободившихся странах выросло поколение, которому такие понятия, как колониализм, колониальное угнетение, знакомы разве что по школь­ным учебникам, по рассказам родителей. Но колониальное прошлое постоянно напоминает о себе, потому что колониализм глубоко изменил социаль­ный, экономический, политический и культурный облик десятков стран мира с населением в сотни миллионов человек. И сегодня не прекращаются споры об исторической роли колониализма. Колониальные завоевания осуществлялись с необыкно­венной жестокостью. В их ходе, а также в результате беспощадной эксплуатации, во время многочисленных антиколониальных восстаний погибли десятки миллионов людей. Колониализм обогатил метрополии, превратил колонии в источники дешё­вого сырья и рабочей силы, рынки сбыта продукции экономически развитых стран, поле деятель­ности иностранного капитала. В 50-е гг. нашего века только из Африки вывозилось около 98% алмазов, добывавшихся в капиталистическом мире, 80% кобальта, 56% золота, 38% хрома, 36% мар­ганца, 27% меди. Сложилась своеобразная экспортная специализация колониальных стран. И сегодня Индия ассоциируется у нас с хлопком, чаем, табаком, Египет и Судан — с хлопком, Бразилия — с кофе и каучуком, Австралия и Новая Зеландия — с шерстью. Золотой Берег — с какао, Сенегал и Гамбия — с арахисом, Занзибар — с гвоздикой. Конечно же, такое одностороннее развитие хозяйства сужало возможности колониальных стран, ста­вило их в прямую зависимость от быстро меняющейся ситуации на мировых капиталистических рынках, от конъюнктуры мировых цен.

Колониализм оставил в наследство освободившимся странам серьёзнейшие социально-экономические, политические и этнические проблемы, от решения которых в значительной мере зависит их будущее. Пограничные споры, межгосударственные и межэтнические конфликты, унёсшие в последние десятилетия многие миллионы жизней в странах Азии и Африки, чаще всего уходят своими корнями в колониальное прошлое.

Но было и другое. Многие европейцы верили в необходимость колониализма как средства приобщения отсталых народов к достижениям цивилизации, видели в этом своё особое предназначение. «Неси это гордое бремя, — писал в конце XIX в. английский поэт и писатель Редьярд Киплинг в своём знаменитом стихотворении «Бремя белого человека», — родных сыновей пошли на службу тебе подвластным народам на край земли — на каторгу ради угрюмых мятущихся дикарей, наполовину бесов, наполовину людей . При жизни тебе не видеть порты, шоссе, мосты — так строй их, оставляя мо­гилы таких, как ты!»

Лучшая часть европейского и американского общества много сделала для того, чтобы помочь отсталым народам избавиться от рабства и работор­говли, нищеты, болезней и голода. Именно аболиционисты — противники рабства и работорговли в Америке и в Европе — после длительной (XIX — начало XX вв.) борьбы добились поэтапной отмены сначала работорговли, а затем и рабства, включая и те его формы, которые существовали ещё до колониального вторжения. В колониях прославил своё имя великий гуманист, врач и философ, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г. Альберт Швейцер. В колонии шли миссионеры и врачи, инженеры и учителя. Среди них было немало настоящих подвижников. В поисках лучшей доли отправлялись туда десятки и сотни тысяч переселенцев из Европы, в основном бедняков. Их потомки уже в первом-втором поколениях считали колонии своей родиной. Миллионы «белых индийцев» жили в Индии, «белых африканцев» — в Южной Африке, Алжире (во Франции их презрительно называли «черноногие»), белые общины существовали во многих других азиатских и африканских странах. Члены этих общин занимали более высокое социальное, экономическое и политическое положение, чем основная масса жителей колоний, но и среди белых поселенцев были бедняки. Распад колониальной системы обернулся для очень многих жителей колоний личными трагедиями. Массовый исход белых жителей Алжира, Бельгийского Конго, португальских колоний, Южной Родезии из этих стран после достижения ими независимости был вынужденным, а в метрополиях их не очень ждали[10].

Европа с её огромным научным, техническим, культурным опытом и капиталами, энергия евро­пейских переселенцев создали в колониях основы современного транспорта и средств связи, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины, новые формы экономической деятельности. Был заложен фундамент современной государственности — законодательной, исполнительной и судебной власти. Колониальные державы руководствовались, прежде всего, своими интересами, но в результате происходило также становление и развитие новых общественных отношений, появились новые общественно-политические силы — массовые партии, организации, профсоюзы, способные возглавить борьбу колоний за политическое освобождение. Таким образом, колониализм против собственной воли ускорил политическое пробуждение народов колоний, подъём национально-освободительных движений, распад мировой колониальной системы и появление десятков новых независимых государств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Подобные материалы:

Возникновение Франции.
География Франции. Площадь - 544 км 2 . Население - 58 млн. человек. Политическая история. С 1600 г. до н. э. по 800 г. н. э. а) Древние кельты. На территорию современной Франции кельтские племена пришли из района Центральной Европы ...

Узловые проблемы французской истории.
Что такое феодализм? Средневековая культура, её возникновение. Возникновение капитализма. Великая французская буржуазная революция (XVII век). ...

Социальная активность предпринимателей
В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36]. В целом по Сибири представители купеческого со ...