Согласно учению Конфуция, все люди обязаны почитать «сынов неба», а все народы - подчиняться власти Срединной державы. Для конфуцианства характерно представление об этническом превосходстве китайцев над неполноценными народами, окружавшими Срединное государство. Именно поэтому китайцы рассматривали вьетнамский народ, с его государственностью и самобытной культурой, как «дикарей», ничем не отличая их от прочих «варваров». А поскольку, исходя из теории конфуцианства, Китай - высшее государство, которое развито лучше, чем все остальные, Поднебесная обязана нести дух Просвещения варварским народам10. Обратного движения, как считали китайцы, быть не может, ибо низшие цивилизации были неспособны привнести что-либо в высокую культуру Китая. По этой причине, за каждым завоеванием страны следовала ее неминуемая «китаизация».

Известный вьетнамовед Д.В. Деопик разделяет 3 этапа «китаизации» Вьетнама: этап добровольного восприятия китайской культуры, этап восприятия в период зависимости, а также этап добровольного восприятия в независимом вьетнамском государстве.

Период становления вьетской государственности (I тысячелетие до н. э) можно считать временем добровольной «китаизации»: вьеты заимствовали письменность, отчасти - язык, элементы организации государства и титулатуры, технологии обработки железа, часть боевого оружия, некоторые знаки отличия. Все это было принято без давления, по вьетской инициативе, и являлось стандартным набором, воспринимаемым соседом, позднее ступившим на путь государственности.

В период зависимости (н.э. - IX в) вьеты ознакомились с конфуцианской философией и китайской художественной культурой, изобразительным искусством. Более того, после каждого завоевания китайцы активно развивали на вьетских землях институт наместничества, отправляли на юг переселенцев, насаждали собственную культуру, прививали язык. Ощутив себя полноправными хозяевами на южных землях, китайцы стремились внедрить полезные технические, аграрные и культурные новинки в жизнь вьетнамских людей12. Однако эти начинания успехом не увенчались - вьетнамцы отвергали их. «Нет ничего дороже свободы и справедливости», - говорил великий Хо Ши Мин. Его далекие предки были с ним солидарны. Навязывание китайских традиций, обычаев, культуры, языка, политических институтов, а также жестокая эксплуатация, притеснение - все это только усиливало желание вьетнамцев сбросить с себя иноземный гнет, обрести, наконец, свободу и независимость. В ходе становления централизованного государства в стране Юга (XI в), китайское влияние становилось все слабее. Китайское у вьетов до середины XIV в. было «танским» и уже в меньшей степени «сунским» и «юаньским». Лишь в XV в. последняя «минская» волна принесла в Дайвьет некоторые элементы культуры, современной тогдашнему вьетскому обществу. Однако с завоеванием независимости коренным образом изменило положение дел.

Восприятие периода независимости (XV в., вторая четверть XIX в) шло уже по инициативе вьетов, однако имело сугубо избирательный характер. Проводилось, как правило, в высших эшелонах власти Вьетнама и касалось, в основном, государственных документов, усвоения элементов «культуры управления», организации столичных ведомств и составления государственных кодексов13. Получило развитие и конфуцианство. Элементы китайской культуры распространялись достаточно медленно: в первую очередь их прививали в образованных слоях общество и лишь после они «шли в народ».

Нельзя не отметить и тот факт, что долгие периоды от китайского завоевания и до обретения вьетами независимости, как правило, не проходили впустую. Южные земли периодически заселялись китайцами, которые, смешиваясь с вьетским населением, не только пополняли местный генофонд, они составляли часть вьетнамского общества, вьетнамской культуры, что давало основания Поднебесной рассматривать Вьетнам во все времена и во всех формах государственности, как нечто варварское, чужеродное, и, в то же время, содержащее в себе часть китайского. Большую роль в этом отождествлении, по мнению Деопика, сыграло образование объединенного государства Намвьет-Аулак во II в. до н.э.14, а также последовавшее за ним завоевание объединенного королевства ханьской династией. Заполучив вьетские земли, Китай, как в том, так и в другом случае, незамедлительно приступил к переселенческой и ассимиляторской политике, прививая местному населению китайские феодальные обычаи, а также распространяя свою идеологию и мораль. Сделав определенный вклад в развитие вьетского варварского государства, Китай уже не мог сократить свое присутствие во Вьетнаме. Д.В. Деопик охарактеризовал это обстоятельство как проблему сходства [Вьетнама] с Китаем. Дело в том, что колыбель вьетнамского государства - Бакбо (Северный Вьетнам) - исторически являлся местом интенсивного контакта цивилизаций - настоящим «перекрестком» культур. Так, например, усматривается сходство Бакбо и южных областей Китая. Именно на этой территории в низовьях Янцзы первоначально располагалось государство лаквьетов, а затем и государство Намвьет. Столица покоренного династией Хань в 111 г. до н.э. Намвьета - Паньюй - располагалась в районе современного Гуанчжоу. В основе сходства то же рисоводство, а также деревенский быт и аграрные технологии тех времен. Обе области провозглашали культ дракона. В последующие годы их роднил чань-буддизм, слабо представленный до XII в. в собственно китайских областях, а границы южно-китайских диалектов совпадали с границами вьетских государств древности. Эти границы и в X в. были похожи15.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Движение Разина
Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; участники бунтов, - все это уходило из ...

Завершение объединения русских земель во второй половине XV — первой трети XVI вв.
На завершающем этапе объединения русских земель активизируется и внешняя политика России. Иван III вошел в историю как искусный дипломат. Его союз с крымским ханом облегчил освобождение от ига монголо-татар. В 1480 г. Ахмедхан на Угре жда ...

Положение россии в европе.
Судьба народа слагается из совокупности внешних условий, среди которых ему приходится жить и действовать. Наш народ поставлен был судьбой у восточных ворот Европы, на страже ломившейся в них кочевой хищной Азией. Целые века истощал он сво ...