Переход от средневскового мировоззрения к рационалистическому, светскому – наиболее характерная черта этих реформ. Годы реформ особенно остро ставили задачу подготовки самого различного профиля специалистов: металлургов, моряков, кораблестроителей, инженеров, архитекторов и многих других. Нужны были широкие государственные меры.

Важнейшим направлением в становлении светского образования в стране была реорганизация и значительное расширение новых учебных заведений. В конце XVII века в России было только одно богословское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, готовившая специалистов различного профиля. В 1701 г. в Москве учреждается высшая техническая школа математических и навигационных наук. Ученики этой школы служили не только во флоте, хотя это для них было главным предназначением. В указе Петра 1710 г. было особенно подчёркнуто, что «школа оная не только потребна единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и гражданству».

Вскоре часть навигацкой школы, её высшие классы были переведены из Москвы, поближе к морю в Санкт-Петербург, где на её основе 1 октября 1715 г. была образована морская академия. Вслед за Москвой и Петербургом «навигацкие» школы в 1716 г. были в 12, а к 1722 г. – в 42 городах России. Поскольку в них обучали по преимуществу арифметике и геометрии, то их стали называть «цифирными школами». В московской навигацкой школе долгое время преподавал известный русский математик Леонтий Магнитский.

Одним из важнейших центров подготовки кадров для отечественной науки и образовании стала Петербургская Академия наук, решение об открытии которой было принято Сенатом 22 января 1724 г.

Петровская система угроз и страха, тяжёлых наказаний и штрафов за провинности нашли себе применение и в школе его времени. Так, в навигационной школе занятия продолжались почти весь день, дисциплина была строгая. За большие проступки учеников били на школьном дворе плетьми солдаты, состоявшие при школьной канцелярии; за прогульные дни, по указу 1707 г. с состоятельных учеников из дворян взимались отчаянно – большие штрафы: за первый день прогула – 5 рублей; за второй – по 15 рублей. По тем временам это были очень большие деньги.

Преобразования требовали подготовки специалистов различного профиля. Сам Пётр был примером неустанного овладения знаниями и требовал этого от других. Он приглашал специалистов, учённых из-за границы, посылал туда учиться; он часто экзаменовал прибывших с учёбы; требовал от дворян учёбы, им не разрешал даже жениться, если нет свидетельства об окончании школы.

При Петре создаются общеобразовательные и специальные учебные заведения; более чем в 40 городах России были открыты «цифирные» школы, создавались гарнизонные школы; была открыта школа математических и навигационных наук в Москве (1701г.)

Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодёжи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В России стала формироваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. Поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

 Экономика в начале XX в.
В начале века продолжается замедлительный рост промышленности, в 2 раза производство чугуна и стали. Появляются новые отрасли промышленности (автомобильная, книгоиндустрия, самолётостроение, электроника). В 1899 г. в состав французского ...

Зарождение феодализма в Западной Европе
Европейский феодализм — результат реализации трех типов генезиса феодализма. Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества. В Европе примером подобного ва­ри ...

Русь, Россия в XIV- начале ХVII в. Образование и укрепление Российского централизованного государства. Смута. Основные периоды
Конец XIII - l-я половина XIV в. ~ усиление Московского княжества, начало расширения земельных владений московских князей, соперничество между Москвой и Тверью за главенство в Северо-Восточной Руси 2-я половина XIV - начало XV в. - утвер ...