Государственные
реформы Петра I. Преобразования в области культуры.Страница 3
Переход от средневскового мировоззрения к рационалистическому, светскому – наиболее характерная черта этих реформ. Годы реформ особенно остро ставили задачу подготовки самого различного профиля специалистов: металлургов, моряков, кораблестроителей, инженеров, архитекторов и многих других. Нужны были широкие государственные меры.
Важнейшим направлением в становлении светского образования в стране была реорганизация и значительное расширение новых учебных заведений. В конце XVII века в России было только одно богословское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, готовившая специалистов различного профиля. В 1701 г. в Москве учреждается высшая техническая школа математических и навигационных наук. Ученики этой школы служили не только во флоте, хотя это для них было главным предназначением. В указе Петра 1710 г. было особенно подчёркнуто, что «школа оная не только потребна единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и гражданству».
Вскоре часть навигацкой школы, её высшие классы были переведены из Москвы, поближе к морю в Санкт-Петербург, где на её основе 1 октября 1715 г. была образована морская академия. Вслед за Москвой и Петербургом «навигацкие» школы в 1716 г. были в 12, а к 1722 г. – в 42 городах России. Поскольку в них обучали по преимуществу арифметике и геометрии, то их стали называть «цифирными школами». В московской навигацкой школе долгое время преподавал известный русский математик Леонтий Магнитский.
Одним из важнейших центров подготовки кадров для отечественной науки и образовании стала Петербургская Академия наук, решение об открытии которой было принято Сенатом 22 января 1724 г.
Петровская система угроз и страха, тяжёлых наказаний и штрафов за провинности нашли себе применение и в школе его времени. Так, в навигационной школе занятия продолжались почти весь день, дисциплина была строгая. За большие проступки учеников били на школьном дворе плетьми солдаты, состоявшие при школьной канцелярии; за прогульные дни, по указу 1707 г. с состоятельных учеников из дворян взимались отчаянно – большие штрафы: за первый день прогула – 5 рублей; за второй – по 15 рублей. По тем временам это были очень большие деньги.
Преобразования требовали подготовки специалистов различного профиля. Сам Пётр был примером неустанного овладения знаниями и требовал этого от других. Он приглашал специалистов, учённых из-за границы, посылал туда учиться; он часто экзаменовал прибывших с учёбы; требовал от дворян учёбы, им не разрешал даже жениться, если нет свидетельства об окончании школы.
При Петре создаются общеобразовательные и специальные учебные заведения; более чем в 40 городах России были открыты «цифирные» школы, создавались гарнизонные школы; была открыта школа математических и навигационных наук в Москве (1701г.)
Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодёжи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В России стала формироваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. Поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.
Подобные материалы:
Внешняя политика Н.С.Хрущева.. Противостояние США и
СССР давило над всей планетой.
Два мировых гиганта и существующие в их орбитах страны – сателлиты определяли основные тенденции международных отношений. А самое главное – это противостояние воспроизводило атмосферу взаимного страха. США боялись, неожиданного нападения ...
Борьба Дайвьета за расширение территории
На протяжение многих веков вьетнамцы имели весьма ограниченные возможности в проведении внешней политики своего государства. Объяснялось это тем, что в самом государстве не хватало стабильности: «страна Юга» во всех ее формах то системати ...
Германия в начале XX в.
Вынашивая захватнические планы и готовясь к войне за передел мира, правящие круги империи приняли меры для консолидации своих сил накануне предстоящей схватки. Инициатором «политики сплочения» двух наиболее влиятельных сил общества,- юнке ...
