Развязка наступила в 1872 г. После открытия Суэцкого канала в 1869 г. Османская империя получила возможность установить прямые морские связи со своими аравийскими владениями. Это дало ей возможность активизировать свою захватническую политику на всем Аравийском полуострове, в том числе и в Йемене, куда была направлена сильная военная экспедиция. Прибывшие войска, соединившись с гарнизонами в Тихаме, начали наступление на Джебель. Население, уставшее от непрерывных войн и грабежей, равнодушно смотрело на падение имамата. Без сопротивления турецкие солдаты вступили и в Сану.

Первоначально турецкий губернатор провозгласил единственной целью турок установление в стране порядка и безопасности. Действительно, в результате жестоких карательных экспедиций турецкие войска смогли ослабить остроту межплеменных столкновений и подавить разбойничьи набеги многочисленных феодалов. Укрепив свое положение, турки стали создавать аппарат местного управления, подчиненного непосредственно стамбульскому правительству. Местные чиновники, занимавшие различные посты в органах управления имамата, были уволены, и на их место поставлены чиновники, прибывшие из Турции. Влиятельным сановникам имамского режима были выделены государственные пенсии, но никакого влияния на дела государственного управления они уже оказывать не могли. Последний имам независимого Йемена аль-Мутаваккиль Мухсин бен Ахмад укрылся в горах Эль-Ахнум, где и умер в 1878 г.

Одновременно с захватом имамата турецкие войска оккупировали и другие йеменские районы. Еще в 1870 г. они разгромили последнего правителя Абу Ариша, который сдался победителям и был ими казнен. Утвердившись в Северном Йемене, турки попытались распространить власть Османской империи и на территории княжеств Южного Йемена, находившихся под английским протекторатом. В 1872 г. турецкие войска вступили в пределы Лахеджского султаната и других княжеств. Несколько племен заявили о признании ими турецкого сюзеренитета.

Однако в Южном Йемене турки не добились успеха. Их вторжение вызвало немедленные и эффективные контрмеры со стороны англичан. Английский военно-морской флот провел внушительную демонстрацию. Из Адена на помощь лахеджскому султану и другим «союзным» князьям были высланы значительные сухопутные силы. После ряда дипломатических представлений перед правительством султана Англия добилась вывода турецких войск с территории подчиненных ей южнойеменских княжеств. Но англо-турецкий спор о сферах влияния в Юго-Западной Аравии продолжался и в дальнейшем, временами принимая весьма резкие формы.

Овладев страной и установив в ней, за исключением районов Крайнего Севера, режим централизованной администрации, турецкие власти пытались приравнять Йемен к остальным провинциям Османской империи. В отдаленный Йеменский вилайет съезжались любители легкой наживы из числа турецких чиновников; в государственном аппарате процветали взяточничество, казнокрадство, подкуп и фаворитизм. Немногочисленные представители местного грамотного населения принимались на государственную службу с большим трудом. Турецкая администрация оказалась в стране чужеродным телом; она слепо проводила указания центральных органов власти и совершенно не принимала во внимание особенности нового османского владения. Попытки отдельных представителей турецкой администрации привлечь для нужд управления страной местное население встречали резкий отпор со стороны центральных властей.

В области экономики турецкие власти интересовались Йеменом почти исключительно с точки зрения возможности выколачивания из населения налогов и поборов. Лишь в районе Салифа была организована разработка соляных залежей. Однако экономической отдачи для страны это предприятие не принесло, поскольку все доходы от него уплывали в Стамбул. В начале XX в. французская компания начала строить порт в Ходейде и железную дорогу из Ходейды в Сану. Позднее, во время итало-турецкой войны 1911—1912 гг., построенный участок дороги был разрушен итальянцами, а затем разобран местным населением.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Железнодорожное строительство в России, его этапы и влияние на развитие экономики
Правовую политику на железнодорожном транспорте можно рассматривать как целенаправленную и последовательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию, развитию и совершенствованию механизма правового регули ...

Харьков как экономический и культурный центр Слобожанщины
Следующий этап развития города (середина XVIII — середина XIX вв.) связан со становлением Харькова как административного центра региона и утратой былого военного значения. В 1765 г. полковое казацкое устройство на Слобожанщине было ликвид ...

История открытия Америки европейцами. Колонизация Южной и Центральной Америки в XV—XVII веках
Хронология важнейших событий: · 1499 — Америго Веспуччи и Алонсо де Хойeда достигают устья Амазонки · 1502 — Веспуччи, после второго путешествия окончательно приходит к заключению, что Американский континент не является частью Индии · ...