Наряду с традиционалистскими подходами к выявлению методологических основ исторического знания существует также герменевтический подход к историческому познанию, который в отечественной науке представлен Г. Шпетом. История, по Шпету, имеет только один источник познания – слово. Если историк, отмечает исследователь, рядом со словами называет ещё другие источники своего познания, например, так называемые вещественные памятники, то, как очевидно, он имеет в виду "критическую классификацию" своих источников, а не характер принципиальных различий их в познавательной роли "сообщений"8.

В контексте выявления методологических оснований исторического знания заслуживает внимания тот подход, который представлен, в частности, К. В. Хвостовой. По ее мнению, существуют два уровня изучения исторического познания, или два уровня гносеологии истории: теоретический и прагматический. Теоретический уровень определяет место исторического познания в системе других научных познаний. Прагматический изучает историческое познание как процесс, связанный со спонтанностью автономного развития исторического знания. В пределах исследовательской ситуации историк формирует фактологическую основу исследования. Кроме того, в историческом исследовании присутствуют так называемые «примарные» факты, единичный и неповторимый характер которых в цепи исторического процесса отличает их от атомарных фактов естественных наук. Что касается плюрализма исторических суждений, то он объясняется самим предметом исследования, т.е. множеством исторических реальностей во всех их многообразных проявлениях, так как данность по своей природе плюралистична. Наличие двух направлений в гносеологии истории определяется двумя социальными функциями исторического знания: 1) актуальной направленностью (подходы к решению сегодняшних глобальных проблем, социальное прогнозирование); 2) "социальной памятью" ("музейный синдром", выражающийся в коллекционировании предметов прошлого).

Концепция основных уровней теоретического исторического знания, содержащая в себе известную попытку уйти от дихотомии "субъективизм-объективизм" в гносеологии истории, а также предполагающая многоуровневую систему исторического знания, в ряду представленных методологических концепций является наиболее предпочтительной в контексте настоящего иссследования и подразумевает возможность ее использования в раскрытии парадигм анализа конкретно-событийного в историческом процессе, а также основных уровней интеракции "всеобщего" и "отдельного" в истории.

Проведенный нами краткий анализ ряда методологических концепций исторического знания, а также выявление базовых уровней теоретического исторического знания позволяет более полно представить методологический спектр возможностей современной исторической науки, реализация которых необходима для построения актулизированных философско-исторических моделей "теоретической истории".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Подобные материалы:

Ключевые даты и события
1801-1825 гг. - царствование Александра I (созд «Негласный комитет»; реформы: учреждение министерств; указ о вольных хлебопашцев; созд госсовета;созд военных поселений) 1801 г. - присоединение Восточной Грузии к России 1802 г. - создани ...

Меры в области просвещения
Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности эт ...

Итоги гражданской борьбы
Подводя краткие итоги гражданской войны в России, можно отметить следующие моменты. 1. Консолидировались два контрреволюционных движения: "демократическая контрреволюция" с лозунгами Учредительного собрания и возврата к завоеван ...