Процедуры констатации и описания фактов могут проводиться с помощью классификации (признаки, схемы), статистики (причинно- следственные связи), номологии (необходимые отношения). Этим трем методам соответствуют три типа операций: абстракция (отвлечение от непостоянных признаков), генерализация (отвлечение от исключительных признаков), изоляция (устранение влияния побочных условий) (Он же. Основные вопросы философии истории. СПб, 1887. С.158). Историографическое обобщение имеет свою специфику в отличие от историологического. Это обобщение не индукция, а «генерализация». Ее особенность состоит в том, что она переходит не от единичного к общему, а от части к целому, где частями выступают единичные сингулярные процессы. Индукция сравнивает частные случаи для нахождения общего признака и подведения случая под общее правило, формулу, определение. Генерализация не сравнивает, а «складывает», не анализирует, а синтезирует. Впрочем, историография тоже пользуется методом сравнения. Однако, сравнительный метод в исторической и социологической науках различается, как и обобщение. В истории сравнение является генетическим, оно выявляет трансляцию, наследование и заимствование, различных институтов, норм и т. д. В социологии же сравнение направлено на выявление одинаковых повторяющихся причин и следствий) (Он же. Историка. С.192). Методом историософии является, насколько это следует из различных трудов Кареева, диалектика, если под ней понимать способ моделирования исторического процесса через развитие путем « тезис – антитезис – синтез». Основанием такого метода является выделение личности и общества как полярных сил исторического процесса, а так же противопоставление человеческих норм, ценностей и идей исторической реальности. Сложное взаимодействие этих противоположных факторов и указывает на смысл исторического процесса.

Каждый из трех видов исторического знания имеет и особый вид деятельности. Для историографии характерно описание и повествование, для историологии – объяснение и предсказание. Историософия использует вид деятельности, который можно обозначить как понимание. Категория понимания связана для Кареева с категориями жизни и опыта. Понимание формируется на основе опыта взаимодействия личности и общества и представляет собой деятельность по осмыслению, осознанию, ориентации в социальной жизни. История выступает для понимания тоже в качестве жизни, но не индивидуальной, а родовой, протекающей не в настоящем, а в прошлом. Философия при этом понимается лишь как систематизация понимания и жизненного опыта (Он же. Суд над историей. С.13). Поскольку же жизнь представляет собой изменение, движение, развитие, то понимание истории «прогрессирует с прогрессом жизни» (Там же. С.15).

Понимание истории превращается, таким образом, в момент самой истории, в ее самоистолкование, самопознание, самоопределение. Поскольку философия, систематизируя понимание, объединяет научный опыт с жизненным, теоретическую мысль с практической, постольку философское понимание неотделимо и от оценки. Если история констатирует факты, анализирует и комбинирует связи, то философия должна оценивать значение фактов для человечества, относя их к общечеловеческим идеалам. Специфичным является и представление Кареева о функциях исторического знания. Историология, основывающаяся на социологии является общей, чистой, позитивной наукой, однако, вследствие открытия законов истории путем обобщения, историология имеет возможность прогнозировать события и состояния и использовать их в прикладных, утилитарных, чаще всего в политических и экономических целях. Связь историографии с теорией и практикой несколько сложнее. Хотя история является чистой теоретической наукой, ее проблемное поле формируется под воздействием современной ей социальной жизни (государство, национальность, идеи, экономика, социальный вопрос, аграрный вопрос, парламентаризм, революция). Образ истории прошлого зависит от наличной исторической ситуации. Однако реальность лишь ставит вопросы и проблемы, но не решает их. Если для историологии практика является прикладной технической частью теории, то для историографии она является ее предпосылкой. Кроме того, вследствие феноменологического характера историография не может выполнять прогностической и прикладной функции. Внешними для историографии являются и публицистические цели (создание теории под диктатом жизненных ценностей), и политические (управление общественной жизнью, формы нормы и способы его, пропаганда, идеология). Имманентной же функцией истории является, по Карееву образование. История объясняет настоящее из прошлого, а не оправдывает, история является самопознанием, а не оценкой, не идеологией. Самопонимание, самопознание, объективное отношение человека к миру в противоположность идеологии и утопии и является целью исторического образования. Наконец, необходимо сказать и о языке исторического о знания. Язык истории – это язык фактов, обобщенных до уровня схемы или формулы. Язык историологии – язык понятий, определением которых служит указание совокупности их признаков. Историософия же пишется языком идей, которые выражают то субъективное отношение к истории, которое Кареев именует смыслом, нормой, ценностью: «кроме отвлеченных понятий мы формируем еще и идеи, творим идеалы, которым не соответствует в действительности ни отдельный предмет, ни целые их классы.» (Он же Основные вопросы философии истории. СПб, 1887. С.123).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

 Экономика в начале XX в.
В начале века продолжается замедлительный рост промышленности, в 2 раза производство чугуна и стали. Появляются новые отрасли промышленности (автомобильная, книгоиндустрия, самолётостроение, электроника). В 1899 г. в состав французского ...

Вильгельм II. Переход Германии к «отравой политике». Ухудшение англо-германских отношений.
После смерти Вильгельма I трон вскоре перешел к его внуку Вильгельму II. Воцарение нового кайзера вызвало ликование среди военных, прусских консерваторов и клерикалов. 29-летний император был типичным юнкером, более всего гордившимся воен ...

Учебный процесс в средневековом университете
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в унив ...