· Отрицательно относились к буржуазному строю

· Верили в социалистическую утопию, т.е. считали, что "община - зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе - социалист". Не разглядели, что община уже разрушается

· Не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения

· Рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль

· Не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы [4]. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду. Это было теневой стороной идеологии народничества [3].

· Полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

· Первый - 70-е - начало 80-х гг. - революционное народничество

· Второй - 80-90-е гг. - либеральное народничество [4] .

Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Они основали три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое течения [3].

· Идеологом пропагандистского направления был Петр Лаврович Лавров. Дворянин, полковник, профессор математики, Артиллерийской академии. За принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду [4]. В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма", в которых высказывалась мысль о "неоплатном долге" перед народом [3]. Бежал за границу. Жил в Париже участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала. Редактировал журнал "Вперед!".

Основными идеями Лаврова были:

· Переход к социализму путем революции, минуя капитализм. Основой этого строя должна стать крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма.

· Теория "героя и толпы", согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями же являются, в частности "критически мыслящие личности" из интеллигенции.

· Не готовность к революции не только народа, но и самой интеллигенции.

· Свести насилие к минимуму.

· Нельзя "торопить историю" [4] .

· Революция должна готовится теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропаганде среди народа.

В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности, и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии [3].

Идеологом бунтарского, или анархического направления выступал М.А. Бакунин - дворянин, прапорщик, студент - философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848 - 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лондон сотрудничал с Герценом, Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал Карла Маркса. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию. Бакунин высказывал идеи:

· Резкой критики марксизма, отрицательно относился к диктатуре пролетариата.

· Атеизма [4].

· Государство смести революционным путем, как высшее зло, которое угнетает человека, и заменить свободными автономными обществами "снизу вверх", т.е. самоуправлением народа. В результате которого установится социализм и всеобщее равенство.

· "Прирожденного социализма" крестьянина, а люмпен-пролетариат - авангардом рабочего движения

· "Пропаганде фактами", т.е. устройства непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Организовал восстание в Италии, близ Болоньи, закончившееся крахом [3] .

В конце 60-х гг. Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок "Народная расправа", и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер - это "обреченный человек, у которого одна страсть - революция", что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создан подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Военные походы в Индию второй половины XIX - начала XX в
Под «Большой Игрой» принято понимать историю векового противостояния России и Великобритании в Центральной Азии. Географию и временные рамки этого противостояния определить довольно сложно. Историки, использующие этот термин, как правило, ...

Битва за Москву
Битва под Москвой продолжалась более шести месяцев и велась на фронте протяженностью около 2 тысяч километров. С обеих сторон в сражении участвовало более 2,8 миллиона человек, до 2 тысяч танков, 21 тысяча орудий и минометов, свыше 1,6 ты ...

Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства. Время Владимира Святославича.
После смерти Святослава осталось трое сыновей. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, второй сын, Олег, княжил в беспокойной Древлянской земле. Третий сын (от княжеской рабыни), Владимир, управлял Новгородом. Олег Древлянский начал борьбу с Я ...