Революционные движения в пореформенной РоссииСтраница 3
· Отрицательно относились к буржуазному строю
· Верили в социалистическую утопию, т.е. считали, что "община - зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе - социалист". Не разглядели, что община уже разрушается
· Не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения
· Рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль
· Не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы [4]. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду. Это было теневой стороной идеологии народничества [3].
· Полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.
В своем развитии народничество прошло два этапа:
· Первый - 70-е - начало 80-х гг. - революционное народничество
· Второй - 80-90-е гг. - либеральное народничество [4] .
Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Они основали три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое течения [3].
· Идеологом пропагандистского направления был Петр Лаврович Лавров. Дворянин, полковник, профессор математики, Артиллерийской академии. За принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду [4]. В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма", в которых высказывалась мысль о "неоплатном долге" перед народом [3]. Бежал за границу. Жил в Париже участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала. Редактировал журнал "Вперед!".
Основными идеями Лаврова были:
· Переход к социализму путем революции, минуя капитализм. Основой этого строя должна стать крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма.
· Теория "героя и толпы", согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями же являются, в частности "критически мыслящие личности" из интеллигенции.
· Не готовность к революции не только народа, но и самой интеллигенции.
· Свести насилие к минимуму.
· Нельзя "торопить историю" [4] .
· Революция должна готовится теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропаганде среди народа.
В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности, и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии [3].
Идеологом бунтарского, или анархического направления выступал М.А. Бакунин - дворянин, прапорщик, студент - философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848 - 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лондон сотрудничал с Герценом, Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал Карла Маркса. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию. Бакунин высказывал идеи:
· Резкой критики марксизма, отрицательно относился к диктатуре пролетариата.
· Атеизма [4].
· Государство смести революционным путем, как высшее зло, которое угнетает человека, и заменить свободными автономными обществами "снизу вверх", т.е. самоуправлением народа. В результате которого установится социализм и всеобщее равенство.
· "Прирожденного социализма" крестьянина, а люмпен-пролетариат - авангардом рабочего движения
· "Пропаганде фактами", т.е. устройства непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Организовал восстание в Италии, близ Болоньи, закончившееся крахом [3] .
В конце 60-х гг. Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок "Народная расправа", и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер - это "обреченный человек, у которого одна страсть - революция", что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создан подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной [4].
Подобные материалы:
Основание Александро–Невского монастыря
История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.
Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечить здесь имя Александра Невского - выдающегося русского полководца ...
Российская внешняя политика времен Смутного времени
(1605-1613)
После смерти Бориса Годунова в России начался новый период Смутного времени – соперничества боярских семейств в борьбе за престол. Объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше ...
Экономика в начале XX в.
В начале века продолжается замедлительный рост промышленности, в 2 раза производство чугуна и стали. Появляются новые отрасли промышленности (автомобильная, книгоиндустрия, самолётостроение, электроника).
В 1899 г. в состав французского ...