Что же касается территориальных органов ВЧК, то по ст.13 Инструкции отделов чрезвычайных комиссий от августа 1918 г. следственные подотделы (они же следственные коллегии) образовывались либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК, либо при соответствующем органе в целом. Несколько позднее, согласно положениям Инструкции чрезвычайным комиссиям на местах от 1 декабря 1918 г., в каждой губернской ЧК создавался Юридический отдел, на заведующего которого возлагалось "руководство всем следственным делом Комиссии". По утвержденному тогда же штату губернской ЧК, в состав Юридического отдела входило шесть следователей (в 1919 г. эти отделы стали именоваться следственными).

Наконец, 11 августа 1921 г, была организована Следственная часть при Президиуме ВЧК, а также принято особое Положение о ней. Согласно Положению основными функциями Следственной части являлись общее руководство следственной деятельностью органов ВЧК и следствие по делам по обвинениям чекистов. Штат Следственной части был установлен в 40 человек'.

С исполнительной властью в период гражданской войны оказался тесно связан и военно-следственный аппарат. Согласно ст.1 отмеченного выше Положения о военных следователях от 30 сентября 1919 г. военные следователи состояли не только при военных трибуналах, но и при окружных и губернских военных комиссариатах. В соответствии же с приказом РВСР от 31 декабря 1919 г. в губернских военных комиссариатах организовались следственно-судебные части, а в штабах военных округов - следственно-судебные отделы.

В 1920 г. собственным следственным аппаратом обзавелся Народный комиссариат юстиции. Согласно ст.30 Положения о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. вводились должности следователей по важнейшим делам при Отделах юстиции губернских исполкомов, а также следователи по особо важным делам при наркоме юстиции. Сообразно этому, установленная постановлением НКЮ от 26 ноября 1920 г. новая структура наркомата включала, в частности, Отдел судопроизводства (в компетенции которого между иного закреплялась "организация… органов следствия") и Следственный отдел.

Как ни стремились царские министры юстиции отдалить следователей от судебных органов, но до прямого включения следственных должностей в аппарат Министерства они все-таки не додумались… Что же до столь животрепещущего в конце XIX - начале XX в. вопроса о несменяемости следователей, то в послереволюционные годы он не поднимался вовсе. Изрядно раздражавшая царей следовательская несменяемость еще менее устраивала большевистское руководство.

После завершения гражданской войны следственный аппарат Советской России ожидали значительные перемены. Для начала, органы предварительного расследования подверглись преобразованию в ходе проведения судебной реформы 1922 г. Прежде всего, стоит отметить, что еще в ходе подготовки реформы за сосредоточение следственного аппарата в судебных органах со всей определенностью высказались делегаты IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции, проходившего с 26 по 30 января 1922 г. Соответственно, в первом Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, утвержденном постановлением сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета от 25 мая 1922 г., к числу следственных должностей - в п.5 ст.23 - были отнесены: народные следователи при Советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Несколько позднее - в связи с реформированием судебного устройства - построение следственного аппарата было изменено. Согласно ст.32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. устанавливалась следующая организация следственного аппарата:

1) участковые народные следователи при народных судах;

2) старшие следователи при губернских судах;

3) следователи по важнейшим делам при Верховном суде РСФСР и 4) следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Данная конструкция нашла окончательное закрепление в п.5 ст.23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции, утвержденной постановлением ВЦИК от 15 февраля 1923 г. В названной статье в перечень следственных должностей из Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. были дополнительно внесены следователи военных и военно-транспортных трибуналов. Таким образом, в результате судебной реформы 1922 г. произошло существенное укрепление судебной модели построения следственного аппарата.

К этому стоит напомнить, что 6 февраля 1922 г. произошло упразднение Всероссийской чрезвычайной комиссии с ее следственными подразделениями. Основанное же вместо ВЧК Государственное политическое управление при НКВД РСФСР было отнесено в УПК редакции 1923 г. к органам дознания.

Возникшая поначалу в структуре Государственного политического управления Следственная часть при Президиуме была, приказом по ГПУ от 22 августа 1922 г., реорганизована в Юридический отдел, включавший, правда, следственное отделение. Однако уже вскоре, согласно приказу ГПУ от 28 февраля 1924 г., Юридический отдел подвергся ликвидации. Впоследствии, насколько удалось выяснить, обособленных следственных подразделений ни в центральном аппарате, ни в территориальных органах ОГПУ не создавалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подобные материалы:

Лестничный принцип организации власти
Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич «посадил» н ...

Последствия распада СССР.
1. Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были: - в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая ...

Воинствующий национализм и русификация окраин
Национальная политика АлександраIII в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданны ...