В СССР стало больше внимания уделяться и проблеме пожарной безопасности села. В декабре 1929 г. был решен вопрос о создании сельских добровольных пожарных дружин, в первую очередь там, где организовывались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции (МТС). Если в дореволюционной России в центральной ее части насчитывалось 3,5 - 4 тыс. сельских ДПД, то в 1929 г. их число возросло до 28 тыс. На каждый сельский район в среднем приходилось по 29 пожарных насосов.

30 января 1930 г. ВЦИК СССР утвердил Закон «О службе в пожарных организациях»,а в мае 1930 г. НКВД издает «Единый нормативный Устав для добровольных пожарных организаций». Сохраняя основные положения Устава 1924 г., этот документ подчеркивал, что членом общества может быть тот, кто принимает непосредственное участие в борьбе с пожарами или стихийными бедствиями.

В восстановительный период страна остро ощущает потребность в топливе. 13 июня 1923 г. Совет труда и обороны утвердил программу внеочередных работ по противопожарному обеспечению складов Всероссийского торгового нефтяного синдиката, ставшую, по существу, первым развернутым нормативным документом, регламентирующим конкретные пожарно-профилактические меры как строительного, так и режимного характера.

8 декабря 1923 г. Совет труда и обороны принимает постановление «О статистическом учете пожаров». До этого эти функции с июня 1921 г. выполнял подотдел пожарной статистики при статистическом отделе НКВД. Этим документом Главное управление государственного страхования должно было ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров. По неполным данным в 1924 г. зарегистрировано свыше 70 тыс. пожаров, из которых 65 тыс. приходилось на сельскую местность.

Ряд крупных пожаров на промышленных предприятиях показал, что их причиной явилось безответственное отношение к вопросам пожарной безопасности руководителей заводов и фабрик. По предложению ЦПО НКВД: 15 апреля 1927 г. СНК РСФСР издает постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов и сооружений», согласно которому ответственность за принятие противопожарных и иных мер охраны фабрик, заводов, мастерских, складов возлагается персонально на руководителей.

Это постановление в значительной мере дисциплинировало тех руководителей, которые не придавали необходимого значения сохранению государственного имущества. Пожарная охрана получила возможность активно воздействовать на лиц, ответственных по закону за пожарную безопасность.

Советское правительство не ограничивается только мерами повышения ответственности руководителей за пожарную безопасность предприятий. ВЦИК и СНК РСФСР своим постановлением от 18 июня 1927 г. утверждают подготовленное ЦПО НКВД важное Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР».

В этом документе указывалось, что руководство пожарной охраной на территории РСФСР принадлежит НКВД РСФСР и НКВД автономных республик.

Они осуществляли свои функции через ЦПО Главного управления коммунального хозяйства, начальник которого утверждался наркомом внутренних дел РСФСР.

Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции Центрального и местных органов пожарного надзора, призванных осуществлять руководство, контроль и надзор за состоянием пожарной охраны во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях. С созданием государственного противопожарного надзора (ГПН) начинается планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных предприятиях и промыслах, впервые вводятся пожарно-технические обследования. Вопросы пожарной безопасности становятся предметом широкой агитации и пропаганды. В 1929 г. вводятся «Правила и нормы для промышленного строительства».

Создание Государственного пожарного надзора явилось закономерным развитием Декрета СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем»». Все вышеуказанные постановления подводили нормативную и организационно-административную базу под выполнение планов по индустриализации страны, поскольку без должного уровня обеспечения правил пожарной безопасности стремительное развитие промышленного строительства могло обернуться целой серией крупных техногенных катастроф. Это привело бы к усилению экономического кризиса, ещё более дезорганизовало народное хозяйство и нанесло непоправимый материальный ущерб, унесло жизни тысяч людей.

За период со дня перевода пожарной охраны в НКВД РСФСР пожарное дело в республике заметно улучшилось. Были осуществлены мероприятия по организации управления пожарным делом, упорядочению учета пожаров, налаживанию производства технических средств борьбы с пожарами, поднятию боеспособности профессиональных пожарных частей, развитию сети подготовки пожарных специалистов и внедрению в пожарное дело достижений, науки, привлечению широких масс трудящихся к участию в борьбе с пожарами.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Начало реформ Екатерины II.
Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. В последствии в своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 году при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии ...

Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605). Лжедмитрий I (1605-1606гг.).
ХVII век был поворотным и в истории России. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политик ...

Феномен самозванчества в России. Династический кризис в конце 16 века
Итогом самого длительного в русской истории царствования Ивана IV стал глубокий социально-экономический и политический кризис. Тяготы Ливонской войны, опричнина опустошительное нашествие крымских татар в 1571 г. серьезно подорвали экономи ...