Крещение Муромской землиСтраница 4
Кстати, Мстислав Храбрый, как это видно из Любечского синодика, имел христианское имя «Константин». Но с ним увязать описанные в житии события невозможно по следующим причинам: 1) Мстислав был Владимировичем, а не Святославичем; 2) Мстислав был из того же рода, что и Владимир Святой, Борис и Глеб, а «невдале рода того же»; 3) Мстислав жил и умер в Чернигове и там же был похоронен в Спасском соборе в отличие от Константина Муромского.
По житию получается, что Константин Святославич дважды строил в Муроме церковь Благовещения: в первый раз сразу же после захвата города, а во второй раз — после крещения муромцев. Но это обстоятельство не кажется странным. Действительно, сразу же после взятия Мурома по приказу князя могла быть воздвигнута на скорую руку постройка-времянка, позднее же создали более капитальное и вместительное сооружение.
В житии также говорится, что тем же князем в Муроме был поставлен и Борисоглебский собор. Однако были ли в это время Борис и Глеб, сыновья Владимира Святославича, уже канонизированы? Можно ли было уже тогда строить храмы в их честь?
В некоторых источниках XI в., в частности в «Сказании о чудесах Бориса и Глеба», а также в «Житии Бориса и Глеба» проводится мысль, что канонизация сыновей Владимира была предпринята в княжение Ярослава Мудрого и в ней принял участие киевский митрополит (с 1007 г.) Иоанн. Стараниями Ярослава и Иоанна в Вышгороде под Киевом строится церковь-усыпальница, куда были перенесены тела погибших в междоусобной борьбе двух братьев, которая получает наименование Борисоглебского собора, а также устанавливается день поминовения святых — 24 июля. Поэтому и построение в Муроме Борисоглебского собора Константином Святославичем в 20-е или в начале 30-х годок XI в. (если в источнике применено антиохийское летосчисление) возможно.
Мстислав Храбрый, которому перешел Муром, там не жил, а сделал своей резиденцией город Чернигов. Поэтому неудивительно, что отсутствие князя в Муромской земле, а также жесткого контроля за населением со стороны княжеской администрации привело к тому, что там вновь восторжествовали языческие верования, а христианские храмы оказались в запущенном состоянии. По житию, положение было исправлено лишь спустя много лет после смерти Константина Святославича при князе Георгии Ярославиче, создавшем в Муроме свою резиденцию, поселившем там своих бояр и купцов, обновившем и очистившем муромские церкви от скверны.
Что же это был за князь и когда он появился в Муроме?
Историками предпринимались попытки отождествить его с муромским князем Юрием Ярославичем, который, как нам известно из летописей, держал Муромскую землю в 1129—1143 гг. Однако из письменных источников нам известно и другое: уже во второй полони не XI — начале XII в. в Муроме постоянно княжили сильные князья: Роман Красный, Давыд, Олег и Ярослав Святославичи — сыновья великого киевского князя Святослава Ярославича, а также Изяслав Владимирович — сын Владимира Мономаха. Эти могущественные правители не потерпели бы засилья язычников в столице своего княжества.
Е.И. Горюнова отмечала, что мурома как народ в XI в. подвергается быстрой ассимиляции со стороны пришлого славянского населения и теряет свой «столь привлекательный для археологов, живописный, богатый металлическими украшениями костюм». И далее исследовательница продолжает: «Курганные могильники XI— XII вв., как правило, дают один обряд — трупоположение. Трупосожжения исчезают в это время почти повсеместно. Их пережитком является обычай разжигать погребальный костер, на пепел которого и возлагается труп умершего .». По ее мнению, ассимиляция муромы была ускорена влиянием русского города на местное население, процессом феодализации, а также насильственной христианизацией данного региона.
И действительно, без христианизации муромского населения ассимиляция населения, проживавшего в нижнем и среднем течении Оки, не могла бы пойти столь быстрыми темпами. Следовательно, нам нужно искать князя, носившего имя Георгий Ярославич и жившего примерно в середине XI столетия.
Быть может, это был один из сыновей Ярослава Мудрого? Христианские имена большинства сыновей Ярослава нам известны: Изяслав-Дмитрий, Святослав-Николай, Всеволод-Андрей, Вячеслав-Меркурий. Неизвестными остаются христианские имена лишь двух сыновей Ярослава: Владимира, проведшего всю жизнь на княжении в Новгороде Великом, весьма далеком от Муромской земли (ум. в 1052 г.), а также Игоря. О последнем нам известно, что в 1054 г. Ярослав Мудрый перед своей смертью наделил его Владимиро-Волынской областью, пограничной с Польшей, которой Игорь управлял три года. После смерти старшего брата Вячеслава-Меркурия в 1057 г. Игорь был переведен великим киевским князем Изяславом Ярославичем на княжение в Смоленск, где и скончался в 1060 г.
Подобные материалы:
Антироссийский вектор внешней политики королевского
правительства Великобритании в конце 50-х-70-х гг. XIX в
Рассматривая англо-русское соперничество в период XIX столетия и позже, Э.Инграм акцентирует внимание на том, что оно охватывало широкое геополитическое пространство: Закавказье и Украину, Индию и Японию, Персию и Афганистан, Балканы и Аф ...
«Политическое завещание» В.И. Ленина и борьба вокруг него в партии
Последние письма и статьи В.И. Ленина – его политическое завещание партии. «Письмо к съезду». Ленинская характеристика И.В. Сталина. Устранение Сталиным возможных претендентов на верховную власть. Усиление режима личной власти Сталина.
Ч ...
Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства. Время
Владимира Святославича.
После смерти Святослава осталось трое сыновей. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, второй сын, Олег, княжил в беспокойной Древлянской земле. Третий сын (от княжеской рабыни), Владимир, управлял Новгородом.
Олег Древлянский начал борьбу с Я ...