Крещение Муромской землиСтраница 4
Кстати, Мстислав Храбрый, как это видно из Любечского синодика, имел христианское имя «Константин». Но с ним увязать описанные в житии события невозможно по следующим причинам: 1) Мстислав был Владимировичем, а не Святославичем; 2) Мстислав был из того же рода, что и Владимир Святой, Борис и Глеб, а «невдале рода того же»; 3) Мстислав жил и умер в Чернигове и там же был похоронен в Спасском соборе в отличие от Константина Муромского.
По житию получается, что Константин Святославич дважды строил в Муроме церковь Благовещения: в первый раз сразу же после захвата города, а во второй раз — после крещения муромцев. Но это обстоятельство не кажется странным. Действительно, сразу же после взятия Мурома по приказу князя могла быть воздвигнута на скорую руку постройка-времянка, позднее же создали более капитальное и вместительное сооружение.
В житии также говорится, что тем же князем в Муроме был поставлен и Борисоглебский собор. Однако были ли в это время Борис и Глеб, сыновья Владимира Святославича, уже канонизированы? Можно ли было уже тогда строить храмы в их честь?
В некоторых источниках XI в., в частности в «Сказании о чудесах Бориса и Глеба», а также в «Житии Бориса и Глеба» проводится мысль, что канонизация сыновей Владимира была предпринята в княжение Ярослава Мудрого и в ней принял участие киевский митрополит (с 1007 г.) Иоанн. Стараниями Ярослава и Иоанна в Вышгороде под Киевом строится церковь-усыпальница, куда были перенесены тела погибших в междоусобной борьбе двух братьев, которая получает наименование Борисоглебского собора, а также устанавливается день поминовения святых — 24 июля. Поэтому и построение в Муроме Борисоглебского собора Константином Святославичем в 20-е или в начале 30-х годок XI в. (если в источнике применено антиохийское летосчисление) возможно.
Мстислав Храбрый, которому перешел Муром, там не жил, а сделал своей резиденцией город Чернигов. Поэтому неудивительно, что отсутствие князя в Муромской земле, а также жесткого контроля за населением со стороны княжеской администрации привело к тому, что там вновь восторжествовали языческие верования, а христианские храмы оказались в запущенном состоянии. По житию, положение было исправлено лишь спустя много лет после смерти Константина Святославича при князе Георгии Ярославиче, создавшем в Муроме свою резиденцию, поселившем там своих бояр и купцов, обновившем и очистившем муромские церкви от скверны.
Что же это был за князь и когда он появился в Муроме?
Историками предпринимались попытки отождествить его с муромским князем Юрием Ярославичем, который, как нам известно из летописей, держал Муромскую землю в 1129—1143 гг. Однако из письменных источников нам известно и другое: уже во второй полони не XI — начале XII в. в Муроме постоянно княжили сильные князья: Роман Красный, Давыд, Олег и Ярослав Святославичи — сыновья великого киевского князя Святослава Ярославича, а также Изяслав Владимирович — сын Владимира Мономаха. Эти могущественные правители не потерпели бы засилья язычников в столице своего княжества.
Е.И. Горюнова отмечала, что мурома как народ в XI в. подвергается быстрой ассимиляции со стороны пришлого славянского населения и теряет свой «столь привлекательный для археологов, живописный, богатый металлическими украшениями костюм». И далее исследовательница продолжает: «Курганные могильники XI— XII вв., как правило, дают один обряд — трупоположение. Трупосожжения исчезают в это время почти повсеместно. Их пережитком является обычай разжигать погребальный костер, на пепел которого и возлагается труп умершего .». По ее мнению, ассимиляция муромы была ускорена влиянием русского города на местное население, процессом феодализации, а также насильственной христианизацией данного региона.
И действительно, без христианизации муромского населения ассимиляция населения, проживавшего в нижнем и среднем течении Оки, не могла бы пойти столь быстрыми темпами. Следовательно, нам нужно искать князя, носившего имя Георгий Ярославич и жившего примерно в середине XI столетия.
Быть может, это был один из сыновей Ярослава Мудрого? Христианские имена большинства сыновей Ярослава нам известны: Изяслав-Дмитрий, Святослав-Николай, Всеволод-Андрей, Вячеслав-Меркурий. Неизвестными остаются христианские имена лишь двух сыновей Ярослава: Владимира, проведшего всю жизнь на княжении в Новгороде Великом, весьма далеком от Муромской земли (ум. в 1052 г.), а также Игоря. О последнем нам известно, что в 1054 г. Ярослав Мудрый перед своей смертью наделил его Владимиро-Волынской областью, пограничной с Польшей, которой Игорь управлял три года. После смерти старшего брата Вячеслава-Меркурия в 1057 г. Игорь был переведен великим киевским князем Изяславом Ярославичем на княжение в Смоленск, где и скончался в 1060 г.
Подобные материалы:
Киевская Русь
В III в. господствовавших в южнорусских степях сарматов потеснили германские племена готов, спустившихся по Днепру и Дону. В IV в. они образовали довольно сильное государство, покорившее славянские племена.
В конце IV в. готов начали выт ...
Социально-экономическое развитие Сербии в ХII—ХIV вв.
В этот период Сербия представляла собой феодальную монархию вся власть принадлежала царю. Монарх являлся главнокомандующим войсками, главой гражданской администрации, верховным судьей. Решение важных вопросов обсуждалось на саборах, на ко ...
«Политическое завещание» В.И. Ленина и борьба вокруг него в партии
Последние письма и статьи В.И. Ленина – его политическое завещание партии. «Письмо к съезду». Ленинская характеристика И.В. Сталина. Устранение Сталиным возможных претендентов на верховную власть. Усиление режима личной власти Сталина.
Ч ...