«Артхашастра» о правах рабовладельцев и рабовСтраница 1
Как ни странно, но индийские рабы или даса, как называют их источники, имели определенные права, тем более, что даса - это более широкое понимание, чем просто раб, т.к. рабами в Индии были люди из разных каст по различным причинам и, называя рабами, подразумевается бесправная прослойка общества, кем даса не являются. Артхашастра дает сведения о правах даса и их хозяев. Этим (нижеизложенным) объяснено [положение] урожденных и заложенных дасов, а также стоимость выкупа, соответствующая их цене.[13]
И первое о чем говорит источник это штрафы «Штраф на родственника, продающего или закладывающего несовершеннолетнего шудру, если он свободный, а не урожденный даса,— 12 пан; вайшью — двойной, кшатрия — тройной, брахмана — четверной.»; «На не родственника [в этом же случае] наказание первое, среднее, высшее и смертная казнь [соответственно по порядку каст]; такое же [наказание] на покупателей и свидетелей, [скрепивших преступную сделку].»[14] Выплачивать штраф обязан человек из любой касты, но если вернемся к Законам Ману, то вспомним, что выплачивался штраф не одинаково, если «штрафник» не мог выплатить, он его отрабатывал, под это не попадали брахманы, которые выплачивали штраф «мало-помалу». Артхашастра устанавливает и сумму штрафа (12 пан), он увеличивается в зависимости от касты продаваемого. Это в случае продажи родственника, за не родственника, по кастовому порядку, предусматривается даже смертная казнь.
«Не преступление для млечхов[15] продавать или закладывать потомство, но арий не может быть рабом»; «Но, заложив, ария — по семейным обстоятельствам, в несчастье ариев, — и добыв сумму выкупа молодого или могущего оказать помощь, пусть выкупят как можно скорее.»[16] Незаконным считалось носильное обращение в рабство, например, при похищении разбойниками. Обращенный в рабство силой, должен быть освобожден. Для млечхов запрета на обращение потомства в рабов не было, а вот арий защищен и он не должен быть рабом. Если семья ариев была вынуждена заложить родственника, то обязана, по возможности, выкупить.
«Заложивший самого себя, убежавший однажды, пусть будет дасой пожизненно, заложенный другим [становится пожизненным дасой, если он убежал] дважды; и тот, и другой [становятся пожизненными рабами], если они убежали однажды в другую страну.»[17] Но тут же статья, в которой заложившие сами себя, становятся дасой, побег из страны рассматривается очень строго, грозило в Древней Индии это быть пожизненно дасой, и этому были адекватные причины. Кроме того, полагалось освобождать раба, спасшего хозяина от смертельной опасности, более того, ему полагалось дать «наследственную долю, подобно сыну»[18]. Еще одно примечательное утверждение мудрецов гласит, что «В отношении рабства правила такие же, как при выборе жены». Это означает, что раб не должен служить низшему по варне. Ведь попасть в рабство мог и дваждырожденный (например, за долги).[19]
Об имуществе даса упоминалось в Законах Ману, где говорилось, что раб может иметь имущество, но им распоряжался хозяин. В статьях этого источника иной случай: «На отнимающего у раба имущество [или] отнимающего у него положение ария — половина штрафа.»[20], т.е. устанавливается сумма штрафа за лишение раба имущества или положения ария. Продолжая случай с лишением положения, дополняет следующая статья: «На самого [насильника-хозяина] или заставляющего девушку (даем), а также заложницу согрешить с другим — уплата вознаграждения потерпевшей и двойной [сравнительно с этим вознаграждением] штраф правительству.» девушки оскорбленные хозяином, защищаются правительством, т.к. уплата вознаграждения не только потерпевшей, но и правительству, причем в двойном размере.
Подобные материалы:
Средневековая Западная Европа
В практике воспитания и обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную ...
Ливонская война. Оборона Пскова.
Некоторые историки считали Ливонскую войну политической ошибкой Ивана 4-го. Н. И. Костомаров, например, усматривал в ней излишнее стремление Ивана Грозного к завоеваниям. Между тем для России она была поставлена в повестку дня самой истор ...
Борьба Дайвьета за расширение территории
На протяжение многих веков вьетнамцы имели весьма ограниченные возможности в проведении внешней политики своего государства. Объяснялось это тем, что в самом государстве не хватало стабильности: «страна Юга» во всех ее формах то системати ...