Оттепель.Страница 2
Во-вторых, предлагалось учредить всеобщий и полный контроль за всеобщим и полным разоружением.
Сессия Генассамблеи ООН одобрила идею разоружения, но не план, предложенный главой СССР.
Но «оттепель» наступила не только во внешней политике, но и внутри страны.
Менялась общественная атмосфера в стране. Начался процесс пробуждения национального самосознания и общественной мысли. Появился новый феномен – общественное мнение. Конечно, проявлялось все это, как правило, в столице и других крупных городах.
Но начало было положено, и в этом – главное.
Первый всплеск оттепели был связан со смертью Сталина и началом обновления.
Второй – с XX съезд партии, «секретным» докладом Хрущева и последующей общественной и духовной либерализацией.
Первый этап оттепели – это осторожное, боязливое, с оглядкой на прошлое свободомыслие, индивидуализм, критичность, растущая из года в год на волне политических изменений и критики культа личности, хотя и без упоминания имени Сталина.
Наиболее отчетливое проявление оттепель нашла в литературе и культуре в целом. Сам Хрущев устраивал встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры. Его установки по проблемам культуры звучали в докладах на XX, XXI, XXII съездах партии, в выступлениях на приеме деятелей культуры.
Оттепель развивалась как бы двумя параллельными потоками, почти не связанными друг с другом. Общественно-политическая и нравственная атмосфера в стране после XX съезда менялась довольно быстро.
Съезд выдвинул немало новых идей, давших пищу для размышлений. Однако оттепель в большей степени ощущалась и воспринималась через литературу, искусство, в неофициальных дискуссиях и спорах.
Второй же поток оттепели – официальная пропаганда – был гораздо сдержаннее. Критика культа личности здесь отрывалась от реальных общественных проблем, сосредоточилась на личности и негативных чертах характера Сталина и ограничивалась по преимуществу периодом репрессий 1937-1938 годов.
Конечно, во многом оттепель происходила на волне преодоления мифа о «великом и мудром Сталине» и критики культа личности. Но продолжал жить другой миф – о Ленине.
В среде интеллигенции звучали призывы «вернуть народу истинный образ Ленина», рассказать о его действительных заслугах, присвоенных Сталиным.
Особенно явно пробуждение общественного самосознания проявилось в литературно-художественном творчестве. Вновь, как это не раз бывало в российской традиции, литература взяла на себя роль фокуса общественных оценок и суждений.
Еще до начала XX съезда в общественном сознании, прежде всего среди творческой интеллигенции, отчетливо появилась тенденция к пересмотру административных основ партийного всевластия в области литературы и искусства.
Однако ни сам Хрущев, ни другие партийные и государственные руководители не поддержали это устремления, усматривая в них покушение на исключительные полномочия партийного аппарата в духовной жизни.
В ситуации, продолжающейся конфронтации двух линий в общественной мысли, Хрущев счел необходимым вмешаться и дать руководящие указания.
14 мая 1957 он выступил на встречи с участниками правления Союза писателей СССР, где говорил, что среди интеллигенции «нашлись отдельные люди, которые начали терять почву под ногами, проявляли известные шатания и колебания в оценке сложных идеологических вопросов, связанных с преодолением последствий культа личности. Нельзя скатываться на волне критики к огульному отрицанию положительной роли Сталина, выискиванию только теневых сторон и ошибок в борьбе нашего народа за победу социализма».
Подобные материалы:
Отношение Ришелье к сословиям по «Политическому Завещанию»
В «Политическом завещании» Ришелье достаточно четко сформулировал свое отношение к сословиям. По его мнению «дворянство надо рассматривать, как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению ...
Сельськое хозяйство – основа экономической системы государства.
Сунский период стал вехой культурного (в широком смысле этого слова) взлета страны. В процветающем сельском хозяйстве, в эволюции городского организма ясно проявилось расширение культурного горизонта, обогащенного во многом знанием об ок ...
Перетасовка землевладения княжат и последствия этого
факта.
При помощи опричнины царь Иван Васильевич не только разредил ряды боярства, но и нанес удар общественному положению боярства, главным образом той его части, которую составляли княжата. Он взял в опричнину нарочно те местности государства, ...