Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные – в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские – в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф. Магницкий в своей «Арифметике» (первое издание – 1707 г.).

«Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковно-славянский шрифт употреблялся отныне только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине – второй половине XVIII столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тыс. школ (1794 г.). Срок обучения в русских школах составлял от трех до пяти лет. Учились по «Арифметике» Л. Магницкого, «Грамматике» М. Смотрицкого, «Первому учению строкам» Ф. Прокоповича, азбукам. Часослову, Псалтырю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы – для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней – университет и гимназия. В 1755 г. основали по почину И.И. Шувалова и М. В, Ломоносова Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где он получил образование. Немало путешествовал по Европе. Бецкой с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел, в 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Он познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал Бецкого в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры – в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой s свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений – Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге. Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту в 1764 г. был открыт Смольный институт в Петербурге (воспитательное общество благородных девиц), которым он также руководил.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Иран во второй половине XVIII в. и утверждение у власти династии Каджаров. Социально-экономический и политический строй
Вскоре после убийства Надир-шаха его империя распалась. Во главе с Ахмадом-ханом образовалось самостоятельное Афганское государство, в состав которого вошел восточный Хорасан с Гератом (западный Хорасан с Мешхедом остался в пределах Ирана ...

Борьба Дайвьета за расширение территории
На протяжение многих веков вьетнамцы имели весьма ограниченные возможности в проведении внешней политики своего государства. Объяснялось это тем, что в самом государстве не хватало стабильности: «страна Юга» во всех ее формах то системати ...

Внешняя политика Гоминьдана
Уже в 1928 г. Чан Кайши заявил, что главным направлением внешней политики его правительства и Гоминьдана будет стремление к ликвидации неравноправных договоров и соглашений с европейскими державами. Эти вопросы играли исключительную роль ...