ПросвещениеСтраница 4
Критика крепостничества звучала в сочинениях Я. Поленова, солдатского сына, И.Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767–1768 гг. – дворян Г.С. Коровина и Я.П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного гнета, его ограничении, постепенном освобождении от него крестьян и работных людей.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И. Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А.Н. Радищев в знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Подобные материалы:
Течение и последствия реформ, проводимых царской
Россией в Казахстане в период XVIII- начало XIX вв.. Проведение
общественно-политических и административных реформ в Казахстане
С самого начала своего присутствия царская Россия начала проводить жесткую колониальную политику на территории современного Казахстана.
Одной из мер по укреплению своей власти на территории Казахстана Россией были выбраны общественно-пол ...
Борьба с врагами государства
На первом месте в начале царствования Михаила Федоровича была борьба с врагами государства, казаками и иноземцами. Заруцкий, убежав из-под Москвы, захватил Астрахань и думал образовать там свое государство под главенством персидского шаха ...
Реформы Хосрова I
Народное движение показало господствующему классу невозможность сохранения старых порядков, и новый сасанидский шаханшах Хосров I Аноширван (531–579) принужден был приступить к реформам, способствовавшим развитию и укреплению феодализма. ...