История египетского конституционализма в XIX – первой четверти XX вв.Страница 4
Это событие ознаменовало начало глубокого политического кризиса, который имел далеко идущие последствия. Именно в эти годы в процессе борьбы с силами международного империализма и обострения противостояния внутренних сил был достигнут существенный прогресс в развитии египетского парламентаризма.
Уже в первые дни работы открывшейся 2 января 1879 г. очередной сессии парламента появились признаки, свидетельствующие о переменах в настроениях депутатов, которые открыто выступали с критикой международного министерства, против раболепного выполнения распоряжений иностранных контролеров. О возросшем самосознании депутатов свидетельствовал и тот факт, что они, опустив слово "Шура" стали именовать с этого времени свой парламент Палатой депутатов. В противовес горстке компрадоров - сторонников Запада, значительная часть господствующего класса поддерживала группу приверженцев идеи формирования национального правительства, образовавших "Ал-Хизб ал-Ватани" (Национальная партия) во главе с крупнейшим деятелем либерального направления Шериф-пашой. Главной опорой этой организации была Палата депутатов.
Депутаты, втайне поддерживаемые хедивом, выговорили себе право давать предварительное одобрение всем законам, связанным с налогообложением24. Однако уже через месяц на историческом заседании 27 марта 1879 г. депутаты отказались выполнять указ хедива о роспуске Палаты, подписанный под давлением иностранных держав и в качестве "представителей нации" продлили сроки своей деятельности до тех пор, пока не будут рассмотрены финансовые вопросы25.
Депутаты выступили инициаторами созыва 2 апреля 1879 г. представительного собрания египетской знати, на котором был провозглашен "Национальный манифест" (Ал-Лаиха ал-Ватанийа). Отвергнув проект финансового урегулирования министра финансов - англичанина Вильсона и его тезис о том, что Египет потерпел банкротство. Палата выдвинула собственный контр-план урегулирования финансовых проблем, в котором утверждалось, что доходы правительства достаточны как для покрытия текущих расходов, так и уплаты долгов кредиторам. Кроме того, в манифесте выдвигалось требование преобразовать Палату депутатов в "признанную власть по образцу европейских парламентов" и введение принципа ответственности правительства перед парламентом26.
7 апреля хедив заявил о том, что он полностью принимает принципы Национального манифеста и, несмотря на протесты европейских министров, отправил в отставку европейский кабинет и поручил Шериф-паше, лидеру египетских конституционалистов, сформировать чисто национальный кабинет, что означало ликвидацию системы двойственного контроля и формальное восстановление национального суверенитета. Это был далеко рассчитанный шаг: во-первых, он вновь перехватил инициативу у Палаты и направил ее энергию против иностранных контролеров; во-вторых, расширяя права Палаты и ограничивая свою абсолютную власть, хедив как бы демонстрировал державам свои конституционные наклонности. В конечном счете, он рассчитывал смягчить недовольство европейцев и добиться освобождения от иностранного контроля.
Национальный кабинет, отмечая заслуги депутатов в свержении "европейского кабинета", первым делом продлил сроки работы парламента, а 17 мая Шериф представил Палате депутатов разработанный им проект новой конституции, которая отражала не только взгляды автора, но и настроения, царившие среди наиболее активной части депутатов весной 1879 г. Конституционная комиссия парламента в составе 15 человек во главе с одним из лидеров "Национальной партии" и председателем парламента Ал-Мувейлихи внесла существенный вклад в окончательную редакцию этого документа. Проект "Основного закона" 1879 г. представляет большой интерес и свидетельствует о значительном развитии египетского конституционализма в сравнении с конституцией 1866 г. Часть положений повторяет в ряде случаев в несколько модифицированной форме статьи предыдущего документа, обеспечивая преемственность. Вместе с тем, она содержит несколько принципиально новых положений:
Полная свобода депутатов высказывать свое мнение и принимать решения; при этом они не должны быть связаны какими-либо инструкциями, обещаниями или угрозами (ст.9).
Подобные материалы:
Административно-государственные преобразования
После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земл ...
Январь 1944 - май 1945 г. Последний период войны.
В этот период перед Советской Армией встала задача окончательного разгрома врага на советской территории и перехода к освобождению европейских стран от оккупантов. Выполнению этой задачи способствовало и то, что 6 июня 1944 г. был открыт ...
Принятие казахами младшего и среднего жузов
российского подданства
Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как «Годы Великого бедствия», оставив глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время.
Казахи не только понесли материальные и людские потери, но ...