История египетского конституционализма в XIX – первой четверти XX вв.Страница 1
История египетского конституционализма восходит к 22 октября 1866 г., когда египетский правитель (вали) 1 Исмаил опубликовал два документа - "Основной закон" (Ал-Лаиха ал-Асасийа) и "Закон об устройстве" (Ал-Лаиха ан-Низамийа) 2. Первый, состоявший из 18 статей, предусматривал учреждение "Совещательной палаты депутатов" (Маджлис шура ан-нувваб), члены которой должны были быть двадцати пяти лет и старше, сознательными и законопослушными, рожденными в Египте (ст.2), иметь хорошую репутацию (т.е. не быть банкротами, либо отстраненными от службы по судебному предписанию), не состоять ни на военной, ни на гражданской службе (ст.3-5); число членов, избираемых на трехлетний срок, на основе двухстепенных выборов, не должно было превышать семьдесят пять депутатов (ст.9 и 10) 3.
Второй документ, содержавший 61 статью, определял и уточнял правила и процедуры работы Палаты - речь правителя на открытии сессии, а также право руководителей палаты подготовить ответ Палаты и форму ознакомления с ней вали, формирование комиссий, процедуру подтверждения полномочий членов, функции и права председателя, методы рассмотрения проектов и предложений, порядок обсуждения и формы голосования. "Закон об устройстве" копировал, а в некоторых фрагментах даже в деталях воспроизводил процедуры европейских парламентов, в особенности Законодательного корпуса Франции. В то же время имелись статьи, адаптированные к египетским условиям, представлявшие по существу, совокупность этических норм и правил поведения для парламентариев. Так, депутатам предписывалось являться на заседания "в приличной, достойной одежде" (ст.12), не прерывать друг друга (ст.28), говорить только по разрешению председателя (ст.30), заблаговременно получать разрешение в случае, если они не могли присутствовать на заседании (ст.41) и др.5.
Возникает, по крайней мере, два вопроса: что заставило египетского правителя провозгласить конституцию и сформировать парламент и почему именно в конце 1866 г.? Мы согласны с теми исследователями, которые не склонны приписывать монархам, дарующим конституцию высокие и идеальные побуждения. Исторические факты свидетельствуют о том, что обыкновенно парламенты создаются (созываются) ими в периоды острых политических и экономических кризисов, либо социальных взрывов, с целью выпутаться из возникших осложнений6.
Исмаил вступил на престол в период заметного экономического подъема, ускоренной модернизации и включения страны в мировой рынок. Начало правления Исмаила совпало с самым пиком хлопкового бума, когда в связи с гражданской войной в США (1861-1865 гг.) египетские производители хлопка, воспользовавшись исключительно благоприятной конъюнктурой, в течение четырех лет в четыре раза увеличили экспорт хлопка по ценам возросшим почти втрое7.
Ослепленный необычайным процветанием, чрезмерно амбициозный Исмаил с самого начала задался честолюбивой целью ускорить европеизацию Египта, поразить воображение современников своими феноменальными достижениями и щедростью. Это требовало громадных средств, но вали не умевший трезво оценивать свои средства, считал свою страну сказочно богатой, а ее ресурсы бездонными. Но с окончанием гражданской войны в США экономическая конъюнктура ухудшилась, цены на хлопок стали падать и страну охватил кризис8. В изменившихся условиях правителю Египта нелегко было отказаться от прежних планов и многих неизбежных расходов9, и он был вынужден обратиться к займам в Лондоне и Париже. Но кризис 1866 г. вынудил хедива предпринять усилия для выявления новых внутренних источников увеличения доходов. Именно в это время Исмаил обратил свой взор на деревенских старост (омд) и шейхов и нашел эффективный способ установления контроля над ними. И хотя правитель не питал особых симпатий к последним, к "феллахам" (крестьянам), как их презрительно именовали представители господствующего слоя помещиков турко-египтяне, он прекрасно понимал, что именно деревенские нотабли являлись той общественной силой, которая может содействовать существенному пополнению его казны. Действительно, статус деревенских старост и шейхов стал меняться в период перехода к рыночным культурам и более интенсивного включения экономики в систему мирохозяйственных связей. И если в первой половине XIX в. латифундии коренных египтян встречались крайне редко, то уже в 60-80-е годы они стали распространенным явлением. Все высшие государственные посты вплоть до середины XIX в. занимали турко-египтяне, которые за государственную службу получали крупные земельные угодья в форме пожалования от правителей.
Подобные материалы:
Проблема Герата и начало проникновения иностранного капитала в Иран
Во время русско-иранских войн на территории Хорасана систематически происходили восстания местных ханов, которые, отказываясь повиноваться центральной власти, нередко получали поддержку из Герата, входившего при Сефеви-дах в состав Ирана. ...
Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в
Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке
В результате длительного перемещения и смещения различных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформировались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое, политическое и культурное развитие был ...
Восстание в Горном лагере под Норильском
В октябре 1952 г. в Горлаг прибыл этап из Караганды – 1200 человек, в основном участники национального сопротивления с Западной Украины и из Прибалтики. В особый лагерь их перевели в наказание за массовое неповиновение, убийства «стукачей ...