В первый год правления Дали11 [766 г.] был издан указ императора, гласивший, что, когда бродячий народ возвращается, его следует освобождать от налогов на срок в 2 года. Если же их поля и усадьбы не сохранились, им следует нарезать землю, которая принадлежала беглым.

С каждого засеянного му земли в Поднебесной взималось деньгами 15 монет .

В силу крайней нуждаемости правительства в средствах казна взимала налоги в пору, когда осень еще не наступила и хлеба были еще зелены. Это называлось "цин мяо цянь" - денежный налог с зеленых побегов. Кроме того, существовал и "ди тоу цянь" - денежный налог с земли. С каждого му взимали по 20 монет. Все это именовалось "цин мяо цянь" - деньги с зеленых побегов.

Император приказал делить осенний налог в Шанду12 на 2 категории. Высшая категория, когда с 1 му взимают 1 доу, а низшая, - когда 6 шэн. С 1 му залежной земли взимали 2,5 шэна.

В 5-й год [770 г.] издали закон, по которому с каждого му земли высшей категории летом взимали 6 шэн, а низшей категории - 4 шэн. Осенью с каждого му высшей категории взимали 5 шэн, а с низшей - 3 шэн. Взимание податей с залежных земель оставалось по-прежнему. Вдвое увеличили взимание денежного налога с зеленых побегов [цин мяо цянь], при этом денежный налог с земли [ди тоу цянь] в него не входил.

Система зернового налога - цзу, отработок - юн, налога тканями - дяо основывалась на количественном учете тяглового населения (жэнь дин). С годов правления Кайюань [713 - 741 гг.] списки податного населения в Поднебесной долгое время не пересоставлялись. Со временем некоторые переселились, другие умерли, некоторые купили или продали землю, произошли перемены в имущественном положении [богатства и бедности]. Таким образом, реестры не соответствовали действительному положению.

В последнее время государственные власти расходовали средства без всякого ограничения. В связи с мятежом крупных разбойников [феодалов] и началом войн финансы еще более истощились. В результате всего этого система "цзу, юн, дяо" нарушалась.

При императоре Дайцзуне1 впервые установили тариф налога с му и начали взимать подати по два раза в году: летом и осенью. Во время царствования Дэцзуна2 канцлер (сян) Ян Янь разработал систему "ляншуй"3 - двойных податей. Летний налог должен был взиматься не позднее шестого месяца, а осенний взнос - не позднее 11 месяца. Для руководства учреждалась должность ляншуиши - начальника по наблюдению над сбором двух поборов. Сначала подсчитывали необходимые расходы и соответственно этому устанавливали сумму налогов. Отменялось различие между дворами: чжу - основными и кэ - пришлыми, и всех местных жителей, внесли в реестровые книги. Люди, вне зависимости от того, были ли они тягловыми (дин) или еще не вполне совершеннолетними (чжун - средними), различались только по бедности и богатству. Купцы должны были выплачивать одну тридцатую размера налога. Они также были обязаны наравне с местными жителями выполнять трудовую повинность (и). Налог на землю взимался по количеству земель, возделываемых в 14 году правления Дали [779 г.]. Во все провинции (дао) были посланы чучжи ши [чиновники, уполномоченные повышать и понижать должностных лиц], чтобы проверить соответствие записей [с наличием] тяглового населения и хозяйств, а также для того, чтобы освободить от налога вдовцов и вдов, одиноких, сирот, которые оказались в беспомощном состоянии. Если кто осмеливался взимать налоги сверх установленного тарифа, он подлежал наказанию как нарушитель закона.

Люди считали, что система "цзу, юн, дяо" установлена законами императоров Гаоцзу [618-626 гг.] и Тайцзуна[627- 649 гг.] и ее нельзя так просто отменить. Но император Дэ-цзун верил Ян Яню и не сомневался в нем.

Согласно прежним записям в стране было в общем 3 805 тыс. дворов. В результате проверки, проведенной уполномоченными, оказалось 3800 тыс. основных дворов - чжу ху и 800 тыс. пришлых дворов - кэ ху. Для нужд периферии в год собирали деньгами свыше 20 500 тыс. связок монет и рисом свыше 4 млн. ху. Для обеспечения нужд столицы собирали деньгами еще свыше 9,5 млн. связок монет и рисом более 16 млн. ху.

После проведения в жизнь этого закона о налогах силы народа не укрепились.

В указах императоров говорится также о должностных землях, предоставляемых в качестве вознаграждения чиновникам на время службы в государственном аппарате. Размер этих земель, отдаваемых "на кормление", зависел от занимаемой должности на иерархической лестнице чинов. Установление монопольной собственности класса феодалов на землю и превращение земледельцев в государственных крестьян осуществлялось в значительной части в рамках этой системы.

Распад аграрной системы раннего средневековья, захват земли феодалами, усиление всех видов феодальной эксплуатации привели сельское хозяйство страны в состояние упадка. Крестьянские волнения слились в 874 г. в мощное движение, которое охватило подавляющую часть территории Китая. Повстанцы под руководством Ван Сянь-чжи, а затем Хуан Чао совершили много победоносных походов. От устья Хуанхэ они прошли на юг к Гуанчжоу (Кантону), а затем более западным путем, через Хунань на Янцзы и далее на север. В 880 г они взяли г. Лоян, а в 881 г. - Чанань (две столицы империи). Крестьяне в конце концов потерпели поражение, но им удалось свергнуть династию Тан, истребить многих феодалов, добиться смягчения гнета и укрепления крестьянского хозяйства.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Экономика.
Экономическая раздробленность, тем не менее, не была преодолена. Господствовало натуральное хозяйство, натуральная форма ренты. Первые попытки юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV века. Попытки огранич ...

Политическая биография Хосни Мубарака
Третий большой президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак родился 4 мая 1928г. в деревне Кафр ал-Мусайлаха округа (марказ) Шибин ал-Кум губернаторства Минуфия. Расположенная в одном из самых густонаселенных районов страны в 55 км северо-запа ...

Вклад Франции в становление европейской цивилизации.
1. Зарождение феодальных отношений. 2. Страна, на которую опиралась католическая церковь. 3. Романский стиль в архитектуре. 4. Классицизм, эпоха Просвещения, возможность веры в разум 5. Шампанское, ярмарки, Фландрия. 6. Декларация пр ...